Где же находится рай?
«Может ли творить добро то, что не существует? — Посмотри, сколько добра принес человечеству ад: скольких злодеев обратил он к покаянию; скольких грешников превратил в святых; скольким преступлениям не дал совершиться!
Может ли творить добро то, что не существует? — Посмотри, сколько добра принес человечеству рай: сколько добрых дел он вдохновил; сколько скорбей претворил в радость; сколько слез осушил; в скольких душах пробудил божественную жажду!»
Святитель Николай Сербский «Мысли о добре и зле»
Некоторые люди, только начинающие знакомиться с христианством, очень отчужденно воспринимают основную идею христианства о том, что «смерть — это Жизнь». «Когда я произнес фразу Иоанна Златоустого «Когда Иисус страдал на Кресте, Смерть мучилась родовыми муками», слушатели восприняли это как метафору», — говорил протоиерей Владимир Башкиров о реакции слушателей на одной из его лекций. Cмерть в христианстве — это не прах и не распад, а начало новой жизни.
У каждого неверующего человека свое понимание добра и зла, поэтому многие считают ад и рай выдумкой. О том, что «Царство Небесное в душе должно быть», говорят очень многие батюшки, возможно, тем самым зарождая в душах прихожан сомнение о Его реальном существовании.
Очень показателен в этом плане один из рассказов Паисия Святогорца о неосмотрительном монахе, который, угощая виноградом одного из старцев, в шутку сказал: «Ешь виноград. Рай и ад здесь — на земле». Вот что пишет дальше старец:
«Несмотря на то, что сам он в это не верил, но сказал лишь в шутку, к тому же смягчающим обстоятельством была его простота, с ним произошло следующее.
Ночью … снится ему огненное море, а напротив — прекрасный залив с хрустальными дворцами.
На берегу он увидел некоего почтенного старца, окруженного сиянием, так что даже борода его казалась шелковой. На том же берегу увидел он и брата из своего монастыря, который умер за три года до этого, и спросил его, что это за прекрасные дворцы и кто этот почтенный старец.
Брат ему отвечает: «Это Авраам, а этот прекрасный залив с хрустальными дворцами — «лоно Авраамово», на котором упокоеваются души праведных».
Когда брат говорил это, его услышал праведный Авраам и говорит отцу Григорию, ухаживавшему за старцами, со строгостью: «Уходи отсюда немедленно, для тебя здесь нет места».
После столь строгих слов, услышанных от патриарха Авраама, отец Григорий повернулся, чтобы поскорее уйти. И вдруг он почувствовал, что его обожгло языком пламени, вырвавшимся из огненного моря, и от боли он проснулся. И что же он видит? Нога, которую обожгло, была вся покрыта волдырями и ожогами. Она у него болела непрерывно в течение двадцати дней, пока раны не зажили под действием различных мазей и целительных трав.
Он раскаялся в своих словах и с тех пор был очень внимательным ко всему, что говорил».
Так быстро Господь отреагировал на заблуждение афонских монахо по молитвам старца. Для вразумления его хватило и раза. Мы же можем долго упорствовать в своих неправильных воззрениях и снова и снова сомневаться…
Литература
• Старец Паисий Святогорец. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Монастырь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, Троице-Сергиева Лавра. М.: Изд. дом. «Святая гора», 2009.
• Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
|