Русь при князе Святославе - сыне святой равноапостольной княгини Ольги
Богоизбранный народ иудеи не остался верен Божиим заветам; во главе его стали лица, заменившие живую сердечную веру сухим выполнением некоторых внешних обрядов. Иссякла в нем животворная любовь. Не признали иудеи Христа. А тот светлый удел, который мог стяжать себе этот народ, навеки погублен перед осуждением Пилатом Христа: Весь народ сказал: Кровь его на нас и на чадах наших. (Мф. 27:25)
После вознесения Христа апостолы разошлись по всему миру с проповедью. Одною из последних земель в Европе, просвещенных крещением, была Русь.
По преданию, св. апостол Андрей Первозванный пришел на те высоты, где возник впоследствии Киев, благословил это место, воздвиг крест и сказал: "На сих горах воссияет благодать Божия, имать град велик быти, и церкви многи Бог воздвигнути имать".
Мало-помалу готовилась почва, благоприятная для принятия русским народом христианства. Первою провозвестницей его на Руси стала святая равноапостольная великая княгиня Ольга.
Крестившись в преклонных годах, Ольга старалась о распространении христианства и надеялась обратить к вере своего сына Святослава.
Сын святой равноапостольной княгини Ольги был язычником. Князь оказался энергичным полководцем и в 964 году предпринял поход против хазар. Жившие в столице Хазарии еврейские купцы и их родственники учредили монополию на внешнюю торговлю, развилось ростовщичества. Они эксплуатировали коренное население - хазар.
И когда войска Святослава подошли к Итилю, большая часть хазар-аборигенов убежала в дельту Волги - участь оставшегося в городе еврейского населения их волновала мало. В осажденной столице евреям бежать было некуда - они вышли сражаться со Святославом и были разбиты. После этого Святослав пошел на реку Терек и разгромил второй по величине город хазарских евреев Семендер.
В результате походов Святослава в 964-965 гг. Киевская Русь вернула себе независимость. Кроме этого, она сильно подняла свой авторитет в глазах христианской Византии.
Для переговоров со Святославом греки послали амбициозного дипломата Калокира. В Киеве был заключен выгодный для Византии договор, по которому русы обязались принудить к покорности Болгарское царство.
Русы под предводительством Святослава овладели Болгарией. Но Калокир, ставший к тому времени другом Святослава, мечтал об имперской власти. Дипломат решил, оперевшись на войско русов, свергнуть византийского императора Никифора II Фоку и захватить власть в Константинополе.
Замысел Калокира раскрылся, и Фока распорядился, чтобы левобережные печенеги, союзники Византии, напали на Киев.
Святославу пришлось оставить Болгарию и ехать спасать собственную столицу, мать и детей. Печенегов остановили войска воеводы Претича, пришедшие с севера.
Во время походов Святослава Русью продолжала править святая Ольга. В Киеве крепла христианская община, и ее не устраивал князь-язычник.
Святослав решил устроить свою столицу в другом месте. Княгиня Ольга просила сына не покидать ее, пророчила недоброе, но вскоре святая умерла, и Святослав вернулся в Болгарию.
Болгары были разочарованы жестокостью русов и перешли на сторону греков. Весной 971 г. греческий император Цимисхий направил свои войска на Святослава. Русская дружина сражалась героически, но победили всё же греки.
После сражения раненые язычники-русы всю ночь сжигали на кострах младенцев и петухов, принося жертву своим богам и не переставая просить богов о победе…
Наверное, лишь молитвы матери - св. Ольги, и милосердие греков спасли от гибели Святослава. Русам-язычникам было дано время для покаяния.
Святослав со своей дружиной скитался, терпел различные тяготы и лишения. Но вместо того, чтобы обратиться, язычники-русы обвинили в своих бедах дружинников-христиан и их Бога. В результате раскола все христиане в войске Святослава были замучены и убиты...
Весной 973 года сбылось одно из пророчеств святой Ольги. В короткой битве с печенегами дружина Святослава была полностью истреблена, а хан Кура обзавелся чашей, сделанной из черепа князя.
С гибелью князя-язычника Киевская Русь стала превращаться в тихую и спокойную державу, где христианское учение приобретало все больше сторонников.
Литература
• Л. Н. Гумилев. От Руси до России. АСТ Москва, 2008.
• Е. Поселянин. Святые вожди земли Русской. М Сп.Б. «Лествица» «Диоптра» 2000.
|