Публицистика
Владимир Васильков
Белорусское телеграфное агентство
|
Главным назначением Радоницы является не трапеза, а молитва об усопших.
Интервью с прот. Игорем Коростелёвым
Народные традиции, связанные с праздником Радоницы, как то трапеза на могилах родственников, не должны затмевать в сознании людей главное назначение этого православного праздника - молитвы об упокоении душ умерших. Об этом сегодня рассказал корреспонденту БЕЛТА настоятель минского прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерей Игорь Коростелев.
"Наши предки ждут от нас молитвенной помощи. Любой верующий человек должен помнить об этом, и потому в день Радоницы каждому следует обязательно помолиться о душе родственника - любыми словами, кто как может", - отметил отец Игорь. Он пояснил, что в день Радоницы христиане делятся с усопшими радостью о Воскресшем Господе. "Ведь у Бога все живы", - подчеркнул протоиерей. Кроме того, в честь Радоницы рекомендуется раздавать милостыню.
Что касается народного обычая "поминания" на кладбищах спиртными напитками и едой, то он не исходит от Церкви. "Традиция есть традиция, и без нее вполне можно обойтись. В любом случае на могилах категорически недопустимо пьяное пиршество, когда люди начинают забывать, зачем и к кому они пришли", - подчеркнул священник. Кроме того, не следует оставлять на могилах ничего съестного, добавил отец Игорь.
Радоница - день особого поминовения усопших - празднуется Православной церковью во вторник второй недели по Пасхе (в 2008 году - 6 мая). По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в новую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
Посещение могил на Радоницу для христианина - реальное, живое, бытовое общение с усопшими. Оно отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви. Распространившийся в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит церковному уставу: вплоть до девятого дня после Пасхи заупокойных молитв не совершается. БЕЛТА.by
|