«Прощаю и разрешаю». Мини-интервью на злободневные темы с известными минскими священниками
«Ни разу не была на исповеди у священника. Рассказываю свои грехи Богу. Разве это плохо? Но если все же идти исповедоваться в храм, как подготовиться?»
- Некоторые говорят: «Зачем мне батюшка-посредник? Я сам весь перед Богом. Бог у меня в душе». Вот в чем главная ошибка. Таинство исповеди не церковь придумала. Это то, что установлено Господом, когда Он сказал после Воскресения ученикам: «Примите Дух Свят, кому отпустите грехи – отпустятся, на ком оставите – останутся». И священник – не посредник, ему чужие грехи не нужны. Священник – свидетель покаяния. При рукоположении ему дана власть вязать и решить человеческие грехи. Приходящий на исповедь не ко мне подходит – он подходит к Богу. И в моем присутствии раскаивается в том, что сделал не по совести.
Если человек пришел в первый раз, прошу его вспомнить в промежутке от семилетнего возраста до момента исповеди все то, в чем больше всего его упрекает совесть. Он, может быть, не знает многих духовных законов, но если увидит главное и в нем принесет покаяние, значит, начало преображения души положено. Священник в это время должен молиться: «Да, Господи, я подтверждаю: этот человек кается. И данной Тобою мне властью прощаю и разрешаю».
А расхожее оправдание, мол, Бог в душе… Ведь у нас есть не только душа, но и плоть. И грешит-то, как правило, плоть. А в Таинстве покаяния плоть также получает благодать и силу не повторять исповеданный грех. Даже если кто-то по немощи или укоренившейся привычке склонен к определенному прегрешению, он вновь к нему с былой легкостью не вернется. Тут же заговорит совесть. Это первый шаг в духовной жизни. Дальше – больше. Человек начинает углубляться в себя и видеть по принципу: чем ярче свет и чем ближе я к нему, тем заметнее самые мелкие пылинки.
Протоиерей Федор ПОВНЫЙ, настоятель Всехсвятского прихода
Литургия в гараже
«Слышал, что в Каменной Горке собираются построить храм, священник уже проводит службы. Подскажите,
где и когда они бывают?»
- Сейчас мы снимаем помещение, которое оборудовали под храм, в административном здании гаражного кооператива. Адрес: улица Матусевича, 37. В субботу служба начинается в 16 часов, а воскресная литургия – в 8.30. Молимся здесь с марта. Площадка под новый храм отведена на улице Колесникова. Строительство – дело не одного года, средств требуется много. Опытные священники так говорят: «Господь пошлет кого нужно». То есть обязательно найдутся люди, которые помогут в организации и финансировании.
При храме собираемся открыть и социальный корпус, где разместятся воскресная школа, центр поддержки материнства. В центре будут помещения для лекционных занятий, консультаций психолога, небольшой гимнастический зал и склад для гуманитарной помощи неимущим мамам.
Иерей Павел СЕРДЮК, настоятель прихода в честь равноапостольного Николая Японского
Кто кого освящает?
«Когда-то давно купила у знакомой крестик – было модно. Я тогда еще не была крещеной, не ходила в церковь. И вот не знаю, что делать – освятить? А вдруг его уже освящали…»
- Наверное, это наша восточнославянская болезнь: освящать все! Была бы возможность, освящали бы не только жилище, но и каждую вещь в нем… Некоторые христианские деноминации из тех, что гораздо старше нас, – те же самые греки, копты, – вообще не имеют традиции обязательного ношения креста на груди.
Крест – не оберег, не амулет, как считают некоторые. Это в первую очередь выражение моей веры в Иисуса Христа как Спасителя человечества. Что же касается освящения, то могу сказать следующее. Крест освящается, пожалуй, равнозначно освящению его владельца. Если человек отделяется от мира зла, участвует в молитвах, живет церковной жизнью, то и крест его приобретает ту степень святости, что и он сам. А если происходит наоборот – мы носим освященный крестик, а сами живем, увы, неправедной жизнью, – то освящение это гаснет…
По желанию можно освятить крестик в любом храме. Или даже самому троекратно окропить Крещенской водой. Не надо беспокоиться по поводу того, что он был когда-то освящен. «Исповедаю едино крещение», – сказано в Символе веры, но не исповедую единичное освящение машины, квартиры… Пожалуйста, второй, третий раз. Некоторые освящают дом каждый год. И имеют на это право. Хотя кто-то другой, возможно, скажет: зачем это делать, когда уже сделано. Но если человек считает, что нужно – произошла в доме трагедия, была какая-то боль, болезни, а может, его хозяин возрос духовно и потому хочет повторить освящение – да ради Бога!
Иерей Александр ВЕРЕМЕЙЧИК, настоятель прихода в честь Собора белорусских святых
Время не ждет
«Говорят, настоящее паломничество – пешее, с молитвой. Бывают ли у нас сейчас такие паломничества?»
- Насколько мне известно, есть люди, которые идут в то или иное святое место пешком по собственной инициативе. Как говорят, частным образом. Порой подобные походы организуют на уровне приходов. К примеру, года три-четыре назад такое малое паломничество состоялось при участии выпускников нашей воскресной школы. Ходили на расстояние 5-7 километров от Минска в один из восстанавливаемых в окрестностях города храмов.
Из истории известно, что раньше многие отправлялись к святыням пешком, даже весьма пожилые люди. Сейчас условия жизни изменились, темп ее ускорился. У человека нет времени на то, чтобы уходить на месяц в тот же Киев поклониться киево-печерским святым. Поэтому все паломничества организуем на транспорте.
Протоиерей Александр ШИРИТОН, настоятель прихода в честь преподобного Серафима Саровского, руководитель паломнического отдела Минской епархии
«Минский курьер»
|