Ко дню празднования дня памяти Иоанна Златоуста.
(Из бесед с игуменом Ефремом)
…Помышляя о том страшном дне и представляя тот огонь и страшные наказания, обратимся наконец от пути, по которому блуждали. Настанет час, когда прекратится зрелище этого мира и не будет уже времени для подвигов. Нельзя по окончании жизни заниматься делами, нельзя по прекращении зрелища стяжать венок. Настоящее время - время покаяния, будущее - время суда, теперь - время подвигов, тогда - время венцов; теперь - пора труда, тогда - время отрады; теперь - время изнурения, тогда - время воздаяния. Воспряньте, молю, воспряньте и с усердием выслушаем то, что говорят нам. Мы жили по плоти, станем же теперь жить по духу; мы жили в плотских удовольствиях, будем теперь жить в добродетелях; жили в небрежении о грехах, поживем же в покаянии...
Иоанн Златоуст
...В духовной жизни не так, как в медицине, когда врачи говорят принимать таблетки, и они будут действовать. Не так у нас: Царство Небесное переживается у нас уже в этой жизни. Царство Небесное вкушается. Как Роман Сладкопевец говорит: «Идите, вкусите, яко благ Господь»...
(Из встречи с представителями монастырей Беларуси).
— Много званных, но мало избранных (Мф. 20:16, Мф. 22:14, Лк. 14:24). Кто эти избранные, и как к ним попасть?
— Избранничество, избранность принадлежит нам. Иоанн Златоуст разрешил это Ваше недоумение. Когда Христос говорит: не все вмещают это слово, но кому дано (Мф. 19:11) — имеет в виду тех, которые этого слова испрашивают и просят (ср. Мф. 7:7, Мк. 11:24, Лк. 11:9). Бог не лицеприятен, как мы. Дает каждому человеку, чего жаждет, чего ищет, и для чего старается его душа. Один молится пять минут, и говорит, что уже переутомился. Другой молится час и хочет еще молиться. Не получат оба ту же мзду, «зарплату».
(Из встречи отца Ефрема со студентами и преподавателями Витебского государственного университета).
... Не случайно сразу после крещения в Духе пришел в пустыню. Постился 40 дней и 40 ночей. Но выше всех Своих деланий, которые Он оставил нам в пример поведения есть то, что Он пришел, как Воплощенное Бого-Слово, как Подчиненный и Послушный Богу-Отцу. Как Бог-Творец и паки Возродитель. Знал, что все проклятия и падения, и причина отпадения от Бога лежит в своей воле. Святые отцы очень много говорили о том, насколько плоха для нас своя воля — она является выражением нашей гордости, тщеславия, себялюбия. И Иисус пришел, чтобы сразиться и свалить это проклятие.
Святые отцы боголепно говорили: «Человеческая воля, свои хотения — это медная стена между Богом и человеком». Не глиняная стена, не стена из цемента, не каменная стена. Медная стена — настолько отдаляет человека от Бога настаивание на своих хотениях, на своей воле.
Поэтому так ясно Христос говорил: Пришел в этот мир, чтобы не Свою Волю творить, а Волю Пославшего Меня Отца (ср. Ин. 5:30, 6:38)...
(Из слова отца Ефрема в Полоцком Свято-Евфросиниевском монастыре)
— Как узнать волю Господа о себе?
— Спрашивайте духовных отцов.
— Посоветуйте, пожалуйста, как найти духовного отца?
— О духовнике вас возвестит ваше сердце. Найдете человека, который будет вас удовлетворять и будете следовать ему. Это похоже на то, как мы находим себе врача сердца, глаз и так далее.
— Умер мой духовный отец. Нужно ли искать другого?
— Само собой разумеется.
(Из встречи с игуменом Ефремом в приходе храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»)
— Как пережить потерю духовного отца?
— На Святой Горе в некоторых монастырях есть монахи, руководит которыми уже седьмой игумен, которого они застали. Они всех слушаются и всех считают отцами.
Духовных отцов и матерей нужно любить, но не умирать, если вы их потеряли. Всегда на Христа надеяться. Христос — это для нас все. Как старец Порфирий говорил: «Из Церкви ушли — упали». Умер Иоанн Златоуст, умер Василий Великий и другие святые, но Церковь же все-таки по своей дороге идет, потому что содержит Святой Дух.
(Из встречи с представителями монастырей Беларуси).
... Иоанн Златоуст такую очень прекрасную вещь говорит: «Лучше тот, кто заблуждается, но в Церкви, чем тот, кто думает, что он правоверный, и он вне Церкви». Прелесть, заблуждение — это страшно. Поэтому слушайте Церковь. Не осуждайте, и не судите Церковь.
(Из встречи игумена Ефрема со студентами и преподавателями Минских духовных школ).
|