|
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
Учебно-методическое пособие для слушателей подгоовительного отделения и подготовительных курсов
Горанский А.О,
Мандрик С.В.
Предлагаемое пособие предназначено для заочной формы подготовки абитуриентов, желающих поступить в Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета на специальность «Теология».
Целью данного «Методического пособия» является ознакомление абитуриентов с основными событиями и темами, изложенными в библейских книгах Ветхого и Нового Завета, их смыслом и значением в рамках вопросов, предложенных в «Программе вступительного устного экзамена для поступающих в Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла».
В результате изучения курса абитуриенты, успешно его усвоившие, должны отвечать следующим требованиям: уметь ориентироваться в книгах Библии, знать их основное содержание и смысл, уметь точно и последовательно отвечать на поставленные вопросы на вступительном экзамене по библейской истории.
Содержание курса базируется на библейских тексах, с которыми должны ознакомиться абитуриенты и на которые имеются ссылки в «Методическом пособии», раскрывающих темы, предложенные в программе вступительного экзамена по «Библейской истории».
Поскольку основой заочного обучения является самостоятельная работа абитуриентов по изучению программного материала, им прежде всего необходимо ознакомиться с данным «Методическим пособием», в котором обращается внимание на основные темы и вопросы программы вступительного экзамена по библейской истории. Учебным планом предусмотрено восемь домашних и одна итоговая контрольная работа для контроля степени усвоения абитуриентами предложенного материала. Выполнение контрольных работ в полном объеме обязательно для каждого абитуриента.
Содержание
Предисловие
Тема 1. Библия. Структура и основное содержание
Тема 2. Творение мира и человека
Тема 3. Период праотцев
Тема 4. Период патриархов
Тема 5. Эпоха исхода и период судей
Тема 6. Период царей
Тема 7. Пророческое служение в Древнем Израиле
Тема 8. Пришествие в мир Иисуса Христа
Тема 9. Призвание учеников. Начало проповеднического служения Иисуса Христа
Тема 10. Евангельские притчи
Тема 11. Чудеса Иисуса Христа
Тема 12. Страдания Иисуса Христа
Тема 13. Воскресение Иисуса Христа
Рекомендации к выполнению письменных контрольных работ
Контрольные работы
Рекомендуемая литература
Тема 7. Пророческое служение в Древнем Израиле
Цель и смысл служения ветхозаветных пророков, и их учение. История пророков в Израильском царстве: пророки Илия, Елисей, Иона. История пророков в Иудейском царстве: пророки Исаия. История пророков во времена вавилонского плена: пророки Иезекииль; Даниил, Анания, Азария и Мисаил.
Цель и смысл служения ветхозаветных пророков, их учение. Пророками в Библии называются посредники между Богом и людьми, которым Бог открывал Свою волю, касающуюся настоящего момента, прошедшего или будущего. Слово «пророк», по-еврейски «нави», происходит от глагола «нават» – говорить, передавать волю другого и не означает только предсказателя будущего, этот термин можно перевести как призванный (Богом). В греческом языке термину «нави» соответствует слово «профитис», которое имеет более узкое значение и обозначает предсказателя будущего, провидца, прорицателя. Библейские пророки не были похожи на языческих прорицателей, терявших в экстазе собственную личность, пророки всегда имели ясное самосознание при общении с Богом. Таким образом, пророки – это люди, говорящие от лица Бога, многие их речи начинались словами: «Так говорит Господь». Бог Сам призывал пророков к этому служению, не считаясь с их званием, состоянием и происхождением, они принадлежали к самым разным слоям населения: среди них были крестьяне, как Амос и Михей; священники, как Иезекииль; приближенные царя, как Исаия. Но все они призывались на служение порой неожиданно для них самих, порой против их собственной воли и нередко, покидая свои обычные занятия, становились вестниками воли Бога. В широком смысле пророками могут быть названы многие ветхозаветные патриархи и праведники, получавшие откровения от Бога (Адам, Ной, Авраам, Моисей и др.), их пророческие черты были следствием теснейшего общения с Богом. Но, начиная с последнего израильского судьи Самуила (XI в. до н. э.), который открывает особый период ветхозаветного пророчества, и особенно в VIII–V вв. до н. э в Израиле возникает пророческое служение в собственном смысле. Внутреннее состояние израильского народа к этому времени было более чем плачевно: дух народного единства исчез, вера ослабла, существовала реальная угроза политической гибели Израиля. В этот критический момент Бог призывал пророков, которые, высоко поднимаясь над общим нравственным уровнем своего народа, глубоко постигали подлинный смысл происходящих событий и предсказывали далекое будущее. Согласно Библии за 4 века до н. э. истинное пророчество в израильском народе прекратилось, последним пророком, оставившим писания, был Малахия. Учение пророков включало три основных элемента: 1) монотеизм – пророки, прежде всего, призваны были поддерживать в народе веру в Единого Бога и ограждать Израиль от языческих культов; 2) нравственность – пророки следили за чистотой жизни народа, осуждали грех и призывали к покаянию, показывая, что именно зло является причиной бедствий человека. Разъясняя Закон Моисеев, пророки учили, что Бог требует внутренней праведности, чистоты и святости, а потому осуждали обрядность, которая подменяла искреннюю веру и нравственность. В избрании народа они видят не преимущество, а двойную ответственность перед Богом, обетования Которого неизменны, однако они сбываются лишь при условии соблюдения Завета. Лучшим средством к достижению успеха проповеди пророков был их собственный пример самоотверженной и праведной жизни; 3) ожидание спасения – центральное место в пророческом служении занимала проповедь о грядущем Мессии (Спасителе) и подготовка народа к его к приходу. Пророкам было дано предвидеть многое из жизни и служения Христа. Так, они предсказали, что Мессия родится от Девы (Ис. 7, 14); что Он родится в Вифлееме (Мих. 5, 2); что Он явится через семьдесят седмин после восстановления Иерусалима (Дан. 9, 25–27); что Он произойдет из рода Давидова (Ис. 11, 1–3, 10; Иер. 33, 15-16; 23, 5–6); что он начнет проповедовать и будет иметь успех в Галилее (Ис. 9, 1–2); будет творить чудеса (Ис. 35, 3–6); что Он торжественно вступит на осле в Иерусалим (Зах. 9, 9); будет предан за 30 сребреников (Захар. 11,12–13); пострадает, умрет, воскреснет из мертвых и создаст всемирное духовное царство, в которое войдут одни достойные (Ис. 50, 6; 53, 1–10; Ос. 6, 2; Ис. 2, 2-4; 49, 6; Малах. 1, 10–11; 3, 1; Аггей. 2, 8). Пророки принимали активное участие в жизни своих современников, они были наставниками народа, советниками царей и духовными вождями. Влияние пророков распространялось на язычников, которым пророки предсказывали, что и они получат обещанное спасение, если будут того достойны. Большинство из пророков (за исключением Илии и Елисея) записывали полученное от Бога Откровение, в результате чего появились книги «великих пророков» Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и еще 12 так называемых «малых пророков». Наиболее известными пророками, проповедовавшими в Израильском царстве, были Илия, Елисей и Иона, в Иудейском – Исаия, Иеремия, во время вавилонского плена – Иезекииль и Даниил.
Тема 11. Чудеса Иисуса Христа
Чудеса в Новом Завете. Чудо в Кане Галилейской. Исцеление сына царедворца. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого. Исцеление расслабленного в Капернауме. Воскрешение сына вдовы в Наине. Укрощение бури. Воскрешение дочери Иаира. Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам. Исцеление дочери хананеянки. Преображение Господне. Исцеление слепорожденного. Исцеление десяти прокаженных. Воскрешение Лазаря.
Чудеса в Новом Завете. Чудотворение само по себе не было чем-то необычным в новозаветную эпоху так же, как и в Ветхом Завете, который содержит многочисленные повествования о чудесах, совершаемых даже язычниками. Однако по отношению к чудесам между Библией и языческими мифами обнаруживается принципиальная разница. В язычестве чудеса – это, по сути, лишенные нравственного содержания магические действия, цель которых – удивить человека, поразить воображение и поработить его волю, для того чтобы стать средством убеждения или, лучше сказать, насильственного принуждения к вере. Иисус Христос совершал чудеса из сострадания, милосердия и любви к людям, ради всех, кто в них нуждался, не преследуя цели приобрести внешнюю власть над человеком и отвергая чудо как средство убеждения. Таким образом, чудеса Иисуса Христа – это не принудительные доказательства, а свидетельства, обращенные к сердцу и совести, они не уничтожают внутренней свободы человека и всегда оставляют место для сомнения, для их свободного принятия или отвержения. Главным делом служения Иисуса Христа была проповедь Его учения, целью которого являлось просвещение человечества и освобождение его от греха, а чудеса, хотя и были неразрывно связаны с этой проповедью, но в первую очередь служили для верующих в Иисуса утверждением Его достоинства как Мессии. Проповедуя Свое учение открыто, Христос старался скрывать Свои чудеса и отказывался совершать их по чьему-либо требованию. Совершая чудеса, Христос настоятельно призывал к вере, вера людей всегда предшествовала их совершению, в тех же случаях, когда ее не было – Иисус Христос не совершал чудес. Таким образом, в Новом Завете чудеса всегда имеют определенные религиозно-нравственные цели: они должны приносить пользу людям; пробуждать и укреплять веру в Бога; служить знаками Божественного всемогущества и свидетельствовать о приближении Царства Божия.
|