Как относиться к животным по-христиански
По Игнатию Брянчанинову, в грех человеку вменяется «нехристианское отношение к животным». Что значит «нехристианское»?
Одни люди считают, что собаку бить нельзя, другие, что нужно. Кто прав? Раньше наши предки испрашивали Божие благословение на то, чтобы срубить дерево, убить дикое животное на охоте. В наши дни широко распространены две крайности: с одной стороны, безжалостное истребления животных, а с другой - культ домашних питомцев: им предлагают парикмахерские и косметические услуги, шьют на заказ одежду, животное очень часто занимает в семье место ребёнка. Есть семьи, которые на протяжении долгих лет совместной жизни твердят о том, что не готовы к появлению в семье младенца, однако всё это время добросовестно заботятся о кошке или собаке… С другой стороны, в большинстве стран существуют службы спасения животных, и это вполне по-христиански – необходимо заботиться о братьях наших меньших. Как видим, в этом вопросе, как и в любом другом, необходимо рассуждение, и без осуждения.
Вот несколько примеров отношения к животным из жизни святых подвижников веры.
На Афоне не так давно жил святой монах, отец Пахомий (старец упокоился 22 октября 1967 года). Все его любили, даже змеи, которые его не боялись и не прятались от него... Отец Пахомий с улыбкой подходил к этим тварям, брал их в руки и выносил за ограду.
Однажды, когда он спешил в каливу Маркианов, то по пути нашел большую змею, которую обвязал вокруг талии, как пояс, чтобы сначала закончить свои дела, а затем вынести ее прочь. Отец Иаков, увидев его в таком виде, испугался, чему отец Пахомий очень удивился. Потом он говорил батюшке Паисию:
— И что они так боятся змей?! Мой отец Андрей боится даже скорпионов! А я скорпионов собираю в пригоршню и выношу их вон, за пределы каливы... На вопрос старца Паисия о том, почему змеи его не кусают, отец Паисий ответил: «Где-то в каком-то месте Писания Иисус Христос говорит: Если имеешь веру, то берешь руками змей и скорпионов, и они тебе не вредят (Лк.10:19)».
Однажды к одному из Оптинских старцев пришла женщина и долго и подробно разговаривала со святым о своих курах. Почему умирают и прочее. Ее и батюшку обвинили в излишнем внимании к животным. На что батюшка ответил: «В этом вся ее жизнь».
Вот еще один поучительный случай, описанный архимандритом Павлом (Груздевым). Один из батюшек заболел и пророчил близкий конец света. Вся деревня постриглась в монахи и легла в гробы. А коровы кричали недоенные. «Скотина-то в чем виновата», — вздохнул, глядя на это ожидание второго пришествия, будущий архимандрит.
В октябре прошлого года на встрече с игуменом Ватопедского монастыря афонскому гостю был задан такой вопрос: "Можно ли молиться о животных и каким святым?"
На это игумен ответил: "Зависит от того, какое у нас отношение к животным. Знаю одного человека, который спит с собакой, ест с собакой, идет гулять с собакой… И когда издохла собака, всех своих сотрудников угостил в память о собаке. Таким людям никаких святых не советую: лучше чтоб сдохли все собаки. Это нездоровый подход к животным. Собаки для того, чтобы место охраняли, а не для того, чтобы спать... Жена того человека хотела с ним развестись из-за того, что спала собака с ним... Вообще покровителем животных считается святой Модест Иерусалимский, в правильных рамках. Сентиментальное отношение к животным - это страшная болезнь.
Однажды было одно мероприятие в Салониках, презентация коллекционного издания Евангелия. И в первых рядах сидела женщина. И пока ждали начала мероприятия, чтобы не сидеть и не молчать, познакомились мы с ней. Я, такой любопытный, первым подошел. Оказалось, что это проректор университета. Сказала, что у нее две дочери. Обеих отправили в Афины, и чтобы как-то уравновесить свой душевный мир, завели собаку. «Жаль, - говорю ей, - что Вы еще и проректор, если для удовлетворения своих эмоций материнства взяли собаку».
Такова позиция игумена Ватопедского монастыря, которого, однако, никак нельзя упрекнуть в нелюбви к животным – в монастыре огромное количество довольно упитанных кошек.
На Руси покровителями и целителями домашних животных почитают святых мучеников Флора и Лавра, святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского)(12/25 Декабря), священномученика Власия, епископа Севастийского (11/24 февраля), святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского, (18/31 декабря), преподобного Герасима Иорданского (4/ 17 марта), великомученника Георгия Победоносца (Апрель 23, Ноябрь 3, Ноябрь 10, Ноябрь 26 — ст. ст.)
Литература:
• Преподобный Максим Исповедник. Вопросы и затруднения. М.: Паломник, 2008.
• Старец Паисий Святогорец. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Монастырь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, Троице Сергиева лавра. М.: Изд. дом. «Святая гора», 2009.
• Архим. Павел (Груздев). Родные мои. Китеж, 2011
• С.Л. Епифанович. Прп. Максим Исповедник и византийское богословие.
|