Кто даст нашим детям лекарство от греха?
В белорусской системе образования упор по-прежнему делается на объем знаний, а воспитание личности остается на втором плане. Касается это и ряда других организаций, работающих со школьниками. Напичкать информацией, развлечь — вот прерогатива сегодняшней работы с детьми. Такой подход во многом определяет и поведение детей: с ними «трудно справляться». Уступить, приспособиться к ним, пойти по пути наименьшего сопротивления. Более десяти лет назад ученые заметили, что основная часть родителей Соединенных Штатов предпочитает заработать больше денег, чтобы удовлетворить капризы детей, чем попытаться эти капризы пресечь. Теперь это становится характерным и для нашей страны. Но что из таких ребят получится потом?
Однажды у Святейшего Патриарха Кирилла спросили: «Как убедить людей в том, что нужно изучать Основы православной культуры? Он ответил: «Спросите у родителей, хотят ли они, чтобы в старости дети о них заботились, а не сдали в дом престарелых?»
Теперь немного о том, что уже сделано в Беларуси в направлении православного образования.
Создаются православные группы в детских садах. Для больших и взрослых работают воскресные школы. Развивается скаутское движение, в период школьных каникул работают православные лагеря, совершаются паломнические поездки. К работе с детьми активно привлекается белорусское казачество. Детей-сирот навещают сестры милосердия.
На базе одной из средних школ г. Минска были созданы экспериментальные классы с православной формой духовно-нравственного воспитания, основанной на традициях белорусского народа. С 1 по 4 класс занятия проходят в Доме Милосердия, где для них создается атмосфера, способствующая гармоничному и всестороннему развитию.
СОШ №123 г. Минска активно участвует в православном просвещении. Директор школы, в числе немногих, получила патриаршию рождественскую премию. На факультативных занятиях, например, ученики проходят библейские и евангелистские сюжеты в белорусском изобразительном искусстве.
В июне 2011 года в Марьиной Горке был освящен крест на месте строительства часовни в честь великомученицы Татианы при Аграрно-Техническом колледже. Существуют тесные отношения между православным приходом благоверного князя Александра Невского и студентами колледжа. В общежитии колледжа часто проходят лектории, встречи, тематические духовные вечера.
«...Вопрос о присутствии религии в системе образования – это интересный вопрос, и очень трудный, потому что, с одной стороны, неизвестно ни одной страны мира, в которой бы не было бы религиозного образования в школе, а с другой - мы совершенно не понимаем, каким оно должно быть», - делится своим мнением доцент кафедры теории культуры и философии науки философского факультета Харьковского университета Александр Филоненко, принявший участие в работе «Летнего Богословского Института – 2011».
В апреле этого года Министерство образования и Белорусская Православная Церковь в очередной раз подписали программу сотрудничества на 2011-2014 годы. В рамках сотрудничества специалисты в области образования и богословия планируют проводить совместную экспертизу учебных программ, учебников и учебных пособий по предметам социально-гуманитарного цикла.
Теоретические знания, безусловно, важны, но они могут теоретическими и остаться. На практике у нас складываются некоторые отрицательные тенденции, очень мешающие ребенку встать на путь благочестия. Ребенку рассказывают о его правах с пеленок. Есть направление в нашей социальной системе не на то, чтобы научить человека нести немощи других, а знать свои права и уметь их отстаивать. Многие считают, что ребенок — это ребенок, он не должен нести чьи-то немощи — ему нужно обеспечить «счастливое детство».
Хорошее дело делают сейчас казаки и спортивные секции — но они только помогают направлять трудно сдерживаемые инстинкты ребят в более или менее социальное русло. А как насчет собирания какого-нибудь мало-мальски духовного запаса, запаса той любви и терпимости, которые помогали выстоять воспитанникам детских домов в послереволюционное время? Родина у детей забирала родителей, но они шли ее защищать и не сомневались в том, что их дело правое. Теперь патриотизм у наших детей — большая редкость. Рассказывайте своим детям об их достойных предках. Изучайте вместе историю своего народа. Дорожите ей.
Не давайте делать из своих детей инфантильных неумех-потребителей. И не надо сваливать все на очередной «возрастной кризис», «переходный возраст». В мире до сих пор есть культуры, где нет даже такого понятия, как возрастные кризисы. Там детей очень рано приучают к труду наравне со взрослыми. Только этим, а не ранней вседозволенностью можно попробовать решить эту проблему и у нас.
Ранняя специализация: музыка, спорт, изучение языков, безусловно, в какой-то мере могут помочь решить эту проблему. Но здесь очень легко впасть в крайность: просто «выжать» ребенка и сделать его в будущем просто неспособным ни на какие серьезные начинания и свершения...
Дружите со своими детьми, не спихивайте в воскресную школу или лагерь при православном приходе, чтобы там его «образумили». Никто не обезопасит ваших детей от греха и за монастырской оградой. Надо меняться вместе. Вместе расти, вместе становиться православными, творить, рисовать, читать, сочинять, обсуждать. Почаще привлекайте детей к участию в своей работе: и домашней и профессиональной. И даже не с целью создания трудовой династии, а чтобы подружиться со своим ребенком, хоть немного стать для него авторитетом не только в денежном плане. То, что у ребенка не все будет получаться, может явиться стимулом для более тщательного выполнения своих обязанностей в школе. Попытайтесь, хоть иногда заставлять сделать его не только то, что ему хочется и нравится, но и то, что надо.
|