Место святого образа
О месте пребывания икон, о том, где они должны находиться – в музее или в храме – заговорили сравнительно недавно. История иконописи насчитывает века. По преданию первую писаную икону создал Святой Апостол Лука, который изобразил Пресвятую Деву Марию с младенцем Иисусом Христом. Издревле сложилась традиция иметь святые иконы не только в храмах, но и в жилищах, в домах мирян. Эта традиция с течением времени оформилась в коллекционирование икон. Постепенно иконы начинают пониматься уже не только, как предмет религиозного значения, но и как явление художественной и культурной ценности. Практика коллекционирования, из привилегированного высшего сословия, в 19 веке проникает в разные слои общества. В это время появляются первые крупные музеи, в фонды которых вошли многие частные коллекции, в частности коллекции икон.
Именно конец 19 века и конечно бурный 20 век поставил вопрос: где же должно быть место иконы, святого образа? С одной стороны, естественным представляется нахождение иконописных образов в храмах, там где иконы являются не просто художественным предметом, а поистине христианским символом и проводником богословской Истины. С другой стороны, шедевры древней иконописи, как например древнерусские памятники иконописи Рублева или Дионисия, нуждаются в определенном температурном и климатическом режиме, который в полной мере можно обеспечить только в музее. Выставочные пространства музеев оснащены различным современным оборудованием, которое не всегда уместно в храме. А многие древние храмы располагают своим собственным климатическим режимом, нарушать который было бы непростительно. Установка кондиционеров для храм не свойственна. Да и не каждый периферийный приход захочет вкладывать средства в многочисленные современные аппараты, например в кондиционеры lg и другое оборудование. Вот и получается, что желание сохранить великое наследие древней иконописи может заставить отказываться от прелести созерцания этих произведений в их родном пространстве – в храме. Хотя зачастую пребывание иконы в музее исторически обусловлено. Впечатление же от иконы в церковном интерьере совершенно отличается от музейного восприятия. Даже почерневшие от времени образы могут подарить минуты необычно вдохновленного общения с ними, если они находятся в храме.
|