На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика

Запотылок Оксана Анатольевна
педагог-­психолог СОШ №46 г.Минска

Детско-­подростковый суицид: факторы риска и защиты


По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к странам с высоким уровнем суицидов относятся те, где показатель выше 20 случаев на 100 тыс. жителей. Лидеры по количеству самоубийств в мире по данным за 2009 год — Литва (42 случая), Россия (36) Казахстан (30), Венгрия (28,5) Беларусь (28,4 (в 2010 г. — 26,1)), Латвия (26), Украина (25). С 1997 г. по 2007 г. в Минске покончили жизнь самоубийством 51 подросток и 8 детей до 14 лет; в столице зарегистрированы 1384 попытки покончить жизнь самоубийством среди подростков и 309 – среди детей. Минск лидирует в этой печальной статистике, всего же по Беларуси более 20 детей ежегодно добровольно уходят из жизни…

“ То, что называется смыслом жизни,
есть одновременно и великолепный смысл смерти “
А. Камю

Самоубийство — одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. При этом, по мнению большинства исследователей, это явление присуще только человеку. Считается, что случаи самоубийств животных являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений за их жизнью. Ни скорпион, вонзающий себе ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно. Это главное отличие их поведения от поведения людей.

Страшно, что мысли о самоубийстве всё чаще приходят в голову детям. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные мысли покончить с собой и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующее десятилетие число суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Для Беларуси эта проблема также актуальна.

Суицид — это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этнокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.

Суицидальное поведение — всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п. Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях — это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.

Истинное самоубийство предполагает жестокий поединок жизни и смерти, в котором терпит поражение все, что удерживало человека на этом свете. Если человек решает лишить себя жизни — это означает, что в его сознании претерпела серьезные изменения фундаментальная этическая категория — смысл жизни. Утрата смысла жизни — необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести нравственный смысл — только тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности.

Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Как писал Николай Бердяев, «безнадежность — это страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству... Душа целиком делается одержимой одним состоянием, одним помыслом, одним ужасом, которым окутывается вся жизнь, весь мир. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука».

Каждый человек, как бы ни был он поглощен повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни. В обыденных ситуациях мы редко это осознаем, мы и без того стихийно воспринимаем жизнь как нечто положительное. А вот к смерти, наоборот, относимся резко негативно, видим в ней нечто трагичное, внушающее страх. Главный же механизм, запускаю щий акт самоубийства, — это изменение отношений к жизни и смерти. Жизнь воспринимается негативно, а смерть меняет знак с минуса на плюс.

Особенности суицидального поведения детей и подростков

У детей не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. У подростков еще не сформировано представление о ценности жизни. Общая неустойчивость, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для суицидального поведения.

Суицидоопасные ситуации для ребенка могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Формирование суицидального поведения во многом зависит также от некоторых особенностей личности: это и эмоциональная неустойчивость, и повышенная внушаемость, и импульсивность. Депрессия в этом возрасте также проявляется по¬разному: это может быть склонность к риску, пренебрежение опасностью или аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе.

Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Причин, побуждающих подростка к совершению суицида, множество, но на первый план выступает стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы. Среди побудительных мотивов суицида нередко выступают невыносимая душевная боль, одиночество, стыд за какой­то совершенный проступок, ощущение безнадежности и беспомощности, нестерпимая обида и недовольство собой.

Факторами, которые подталкивают к совершению суицида, являются:
• Внутрисемейные конфликты, возникающие из¬за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играют развод родителей, смерть одного из них. Потеря доверительных отношений с родителями — один из сильнейших стимуляторов суицидов.
• Конфликты в школе. Нередко трудности в учебе приводят к понижению самооценки, появлению ощущения «незначимости» для окружающих.
• Несчастная или безответная любовь. Подросткам бывает тяжело найти взаимопонимание, наладить отношения.
• Материально¬-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого — «ничего».
• Депрессивное состояние и психическое расстройство в результате конфликтов или насилия в семье, а также вследствие воздействия на сознание агрессивной информации в СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.
• Генетические факторы — некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицида.
• Неизлечимые болезни, такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.
Деструктивные тенденции в семье и стрессовые события в детстве могут повлиять на последующую жизнь молодого человека. Вот наиболее часто наблюдаемые в семьях негативные тенденции, влияющие на суицидальность детей и подростков:
• Психические отклонения у родителей, особенно депрессии.
• Злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антиобщественного поведения в семье.
• История суицидальных попыток в семье.
• Насилие в семье.
• Недостаток внимания и заботы о детях, плохие отношение в семье и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем.
• Частые ссоры, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье.
• Частые переезды, смена места жительства семьи.
• Чрезмерно низкие или высокие ожидания со стороны родителей в отношении детей, излишняя авторитарность родителей. Опыт показывает, что суицидальные подростки, как правило, растут в семьях, где существует сочетание перечисленных проблем, и риск суицида суммируется. Часто подростки из-¬за лояльности к семье или запрета «выносить сор из избы» не обращаются за помощью, не получают поддержки и остаются наедине со своими проблемами.

Признаки суицидальных намерений у детей и подростков

Большинство подростков с суицидальными тенденциями сообщают о своих мыслях или намерениях окружающим. От них можно услышать высказывания о «желании умереть», о «чувстве своей бесполезности»… одним словом, о невозможности терпеть боль (эмоциональную или физическую) в жизни или какой­либо ситуации. Все это — призывы о помощи, которые не следует игнорировать. Даже если, находясь в состоянии кризиса, ребенок не говорит о своих мыслях, он подает определенные «сигналы», по которым можно определить, что появился риск совершения самоубийства.

Эмоционально­психологические изменения:
• Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.
• Безразличное или враждебное отношение к окружающим.
• Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, страх, тревога.
• Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
• Потеря интереса к привычным видам деятельности.
• Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.
• Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие только неприятных воспоминаний, ощущение безнадежности своего положения, отсутствие планов на будущее.
• Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.
• Поиск информации о суицидах (в Интернете и др.)
• Связь с деструктивными сектами.

Изменения внешнего поведения: • Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
• Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.
• Причитания, нытье, ворчливость.
• Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно если ребенок ранее этого не делал.
• Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.
• Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.
• Плохое поведение в школе.
• Инциденты с вовлечением милиции, участие в драках и беспорядках.
• Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов цветения окружающей природы и душевной подавленности.

Факторы защиты, или как предотвратить суицид

Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые, на их взгляд, разрешить им не под силу иным способом.

До 75% детей и подростков так или иначе раскрывали свои намерения: искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, но часто натыкались на глухую стену и не были поняты.

Зачастую, когда человек говорит, что он «устал от жизни» или «не видит в жизни никакого смысла», его слова не принимают всерьез либо ему приводят примеры других людей, которым удалось успешно справиться с еще большими трудностями. Ни один из этих ответов не окажет на самом деле помощи суицидальному человеку.

Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других взрослых. Позитивная самооценка защищает подростков от подавленности, помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
• Старайтесь подчеркивать все хорошее, что присуще ребёнку. Ощущение успешности в чем­то, в том числе прошлые успехи, улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
• Не следует оказывать постоянное давление на подростка и предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.).
• Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать.
• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми — это ведёт к усилению у ребенка чувства бессилия и ненужности, даже если этим сравнением родители пытаются подать ему пример. Можно ставить в пример ребенку только его самого, когда он справлялся с трудностями.
• Детей важно принимать такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.
• Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить.

Необходимость беседы с ребёнком о его суицидальной попытке — сложная проблема для родителей и учителей, поскольку она часто обостряет их собственные психологические конфликты. В ряде случаев неразрешенные эмоциональные проблемы взрослых выходят на поверхность. Отсюда, с одной стороны, желание и необходимость поговорить с ребенком, с другой — страх перед этой беседой. В результате проблема не обсуждается и общение не происходит.

Взрослые могут столкнуться с тем, что ребенок отвергает их помощь. На самом деле он одновременно и желает, и боится её, поэтому мягкость и настойчивость, терпение и максимальное проявление сочувствия и любви необходимы для достижения положительного результата в диалоге. И не столь важно, ЧТО именно вы говорите (или не говорите), важно, КАК вы это делаете. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация, прикосновения передадут её.

Чем более открыто человек расскажет об одиночестве, чувстве своей никчемности, тем меньшим станет накал его эмоций. Когда утихнет буря чувств, человек скорее всего перейдет к размышлениям. Мыслительный процесс чрезвычайно важен, так как никто кроме самого подростка не сможет отменить его решение о самоубийстве.

Каждый случай самоубийства индивидуален и имеет тысячи различных причин, как социальных, так и внутриличностных. Если близкие, друзья, знакомые, просто окружающие люди проявят к человеку в трудные минуты теплоту, заботу и поддержку, то они могут спасти ему жизнь и изменить всю его дальнейшую судьбу.

Материал подготовлен по итогам городской конференции «Профилактика суицидального поведения среди населения» на основе информации И.А. Борисовой, педагога¬психолога БГТУ и городского Центра здоровья, С.В. Давидовского, зам. главного врача по пограничной психиатрии ГПНД

Газета «Воскресение», № 6, 2011

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым