Дни особого поминовения усопших
Православная церковь установила дни особого поминовения усопших. Это мясопустная родительская суббота (бывает за 9 дней до начала Великого поста), великопостные родительские субботы (субботние дни второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста), Радоница (вторник Фоминой седмицы — следующей за Светлой седмицей — неделей после Пасхи), поминовение воинов в День Победы (9 мая по новому стилю) и Димитриевская родительская суббота.
Димитриевская родительская суббота, бывшая сначала днем поминовения православных воинов, установлена святым благоверным князем Дмитрием Иоанновичем Донским. Одержав на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года (21 сентября по новому стилю) историческую победу над Мамаем на Куликовом поле, оставшиеся в живых оплакивали 25 тысяч погибших на поле брани… Впоследствии в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших православных христиан. Димитриевскую родительскую субботу отмечают в субботу, предшествующую дню памяти Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). В этом году родительская Димитриева суббота пришлась на 5 ноября.
В большинстве монастырей усопших поминают за Божественной литургией ежедневно. Панихида, лития, парастас — особые богослужения по усопшим. Верующие вспоминают своих родственников, близких, начальников и сослуживцев, живых и умерших в утренних и вечерних молитвах. Миряне могут также читать акафист о упокоении усопших. Православная церковь не молится за упокой самоубийц без особого на то разрешения архиерея. Преподобные Оптиниские старцы разрешали поминать самоубийц в келейной молитве. О возможности и даже необходимости келейного моления за «самовольно жизнь свою прервавших» говорится и в письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Святому мученику Уару молятся об облегчении участи душ умерших родственников, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах.
Поминовение усопших православных христиан на проскомидии имеет большое значение для их душ — им подается особая Божия благодать. Записки с именами передаются в алтарь, где священнослужитель, прочитывая их, вынимает при этом частицы из просфор. В конце Литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит молитву: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих».
В «Непридуманных рассказах» Л.С. Запариной описаны благочестивые традиции ежедневного поминовения усопших — родных и не родных, знакомых и не знакомых, благочестивых и грешников — и пополнять помянник новыми именами.
«Супруга отца Петра Б. имела обыкновение, когда батюшка совершал проскомидию и поминал усопших, стоять в дверях комнатки, примыкавшей к алтарю, и, по имевшемуся у нее длинному списку, поминать своих покойников. В список входили и родные, и знакомые, и чужие. Делала она это ежедневно, и вдруг пришло сомнение: «А доходит ли такая ничтожная молитва к Богу? Нужна ли она усопшим?»
Не бросая начатого дела, она продолжала его, но уже без прежнего накала, и вдруг встретила знакомую, у которой уже давно умерла сестра и которую матушка по своему списку всегда поминала:
— Мне вчера сестра приснилась, она велела предать вам большое спасибо за то, что вы ее каждый почти день хлебом кормите.
После этого у супруги отца Петра все сомнения исчезли».
Литература: Л.С.Запарина. Непридуманные рассказы. М., 2004; Как молиться о самоубийцах. Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, 2004; Канон святому мученику Уару. Как молиться за умерших некрещеными. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитерный университет, 2005; Акафист о упокоении усопших. М.: Пересвет, 2007
|