«Путь преображения». Интервью отца Андрея Лемешонка журналу «Ступени»
Что же такое покаяние? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к известному минскому духовнику — протоиерею Андрею Лемешонку. Отец Андрей обладает огромным пастырским опытом, ведь ему ежедневно в разных местах приходится исповедовать десятки, а то и сотни людей.
Отец Андрей, что такое покаяние?
Покаяние — это путь души к Богу, это те усилия, которые человек делает ради того, чтобы приблизиться к Богу. Это труд души, которая ищет Божий свет и стремится к Божией любви.
А зачем человеку каяться?
Если человека лишить пищи, если он не будет спать, его силы иссякнут. Но кроме тела у человека есть ещё душа, которой требуются и пища, и тепло, и свет. Душе требуется Любовь Христова, ей нужен источник жизни. Все, что видит человек в этом мире, не дает бессмертия. И естественно, душа, созданная для вечности, должна искать для себя источник жизни, а покаяние — это единственный путь в условиях этого мира, зараженного грехом, в условиях падшего человека — это путь восстановления связи с Богом, путь преображения и победы над смертью.
Как связаны покаяние и Таинство Исповеди?
Исповедь — таинство Церкви, но не всегда на исповеди происходит такое покаяние, когда человек открывает свою душу Богу, когда в душе появляется свет, когда человеку становится стыдно от тех грехов, которые он совершил. Наверное, чтобы произошло покаяние, нужно действие благодати Духа Святого, которая открывает человеку реальность его жизни и дает ему возможность поверить в любовь Божию, милующую и спасающую. А само по себе Таинство Исповеди необходимо для приготовления к таинству Причастия, но здесь не нужно ждать какого-то вдохновения или особого состояния. Нам нужно каждому трудиться и идти к Богу, нужно думать о прожитом времени, о тех ошибках, которые мы совершили и просить у Бога помощи и сил, чтобы можно было бороться и исправлять свою жизнь. А когда подойдет какая-то мера этого труда, тогда Господь и дает покаяние, которое является ступенькой к новой жизни.
В чине вечерних молитв мы перечисляем грехи и тоже каемся. Возможно ли покаяние в домашней молитве?
Да, действительно, это тоже покаяние. Даже бывает так, что у человека наедине с собой были слезы покаяния, а когда он пришел на исповедь, то ничего подобного нет. Этого не надо бояться. Мне кажется, есть какие-то минуты действия Бога, но есть и постоянный, регулярный труд души. Мне кажется, что если человек пришел на исповедь, а у него все мертво, ничего в душе нет, но он делает усилие и говорит хоть что-нибудь, просит прощения у Бога, пусть и словесно, то это тоже очень важно в той борьбе, которая идет за наше бессмертие. Потому что одно дело лететь в храм «на крыльях», а другое дело — «ползти», когда ты уже ничего не хочешь, ни во что не веришь, но ты ползешь и ползешь к Богу. И иногда такое покаяние даже полезнее, потому что это твой труд, твоя «лепта вдовицы», а не дар Божий, который ты получил и который очень часто теряешь.
Что делать человеку, который кается, но снова грешит?
Тысячу раз упал и тысячу один раз встал. Не наше дело знать, когда Бог исцелит нас, когда мы станем способны противостоять греху, но оправдывать себя — путь тупиковый. Поэтому не надо бояться, когда мы повторяем по сто раз одно и тоже, когда осуждаем, не благодарим, что мы невнимательны. Я думаю, не надо бояться повторять эти слова, надо просить у Бога помощи, чтобы продержаться хоть один день, хоть полдня, никого не осудив, ни на кого не возроптав.
Бывает ли так, что покаяние полностью меняет жизнь человека?
Бывают очень разные примеры, не похожие друг на друга. Бывает, человек приходит к Богу первый раз, и происходит перерождение и покаяние становится началом новой жизни, а бывает, проходят годы, вроде ничего не меняется, а потом человек вдруг начинает видеть свой грех. А потом, наконец, происходит то, что должно было совершиться: человек чувствует Бога и Его любовь, у него появляется желание жить без греха. Очень часто к нам на подворье приходят люди, которым не на что и не на кого надеяться, но они нужны Богу. Один из таких людей сказал мне, что когда он сидел в камере смертников и ждал вынесения приговора, то начал молиться — это был его путь к Богу. Очень часто мы приходим к Богу тогда, когда привычный строй жизни ломается и человеку нужна какая-то опора, ему нужно жить дальше, и здесь, конечно, требуется помощь. Ее он получает, когда входит в Церковь, а входит человек в Церковь через покаяние и причастие. Горько, что в большинстве своем люди приходят из-за скорбей, от безнадежности. Для меня лучше всего, когда человек приходит на исповедь и говорит о том, как он благодарен Богу. Это лучше всего потому, что хотя у человека и нет покаяния, зато у него есть живое слово к Богу, живое обращение к Нему. Это хорошо еще и потому, что человек начинает видеть хорошие стороны жизни и благодарит Бога за все, а это — тоже покаяние.
Значит, бывает покаяние и в радости? Ведь многие понимают, что покаяние это сокрушение сердца?
Да, бывает. Случается так, что человек приходит на покаяние и проливает слезы, но это слезы не покаяния, а, например, саможаления. Ведь сердце может быть сокрушенным и когда человек, несмотря на все скорби, благодарит Бога. Мне кажется, что само покаяние не может быть загнанно в какие-то рамки, ведь покаяние — разговор с Богом, и священник не должен мешать. Что-то подсказать — да, но не заменять собою Бога.
Как часто нужно исповедаться?
Убирайте у себя в квартире раз в год и посмотрите, что там будет. Мы моем руки, чистим зубы, следим за своим видом. Почему же мы не следим за своей душой, которая каждый день загрязняется, в которой накапливается духовный мусор? Господь говорит: «Приидите ко мне все труждающиеся». Говорить о своем достоинстве, о подготовке очень самонадеянно, ведь чем больше человек чувствует свое недостоинство, тем ближе он стоит к Богу.
Бывает, что человек собирается идти на исповедь, готовится, но затем появляется масса причин, по которым он не может дойти до храма, прийти на исповедь. Что бы вы посоветовали в таких случаях?
Несмотря на все препятствия идти вперед, идти в храм. Определить, что сейчас настало время для моей бессмертной души. Если человек хочет жить, ему нельзя думать готов человек, или не готов, надо делать усилия, ведь Царство Божие усилием берется. Если человек считает, что он сам без Бога сможет жить по любви, то он заблуждается, потому что он весь заражен грехом.
Сайт Свято-Елисаветинского монастыря
|