«Вхождение в образ»
В Минске написана икона для собора в Сан-Франциско
Через несколько дней белорусская икона пересечет океан и окажется в далекой Калифорнии. Образ Святителя Луки Войно-Ясенецкого иконописец Ольга Черняк создала специально для кафедрального собора в Сан-Франциско. Переступив порог мастерской минского прихода в честь образа Божией Матери Всех Скорбящих Радость, я узнал необычную историю появления иконы на свет, но еще более удивительной мне показалась судьба ее автора.
— Несколько лет назад на электронный адрес нашего прихода получили письмо из Сан-Франциско, — вспоминает в беседе Ольга Черняк. – В нем протоиерей местного кафедрального собора Петр Перекрестов предлагал мне написать для своего храма икону аналойного размера Собор Святых Китайских Мучеников…
Мастер приняла предложение, и некоторое время спустя готовая икона была доставлена в США. А в октябре прошлого года Петр Перекрестов посетил минский приход. Из Крыма он привез частицу мощей архиепископа Луки, и Ольге Черняк поступило новое предложение.
— Меня оно очень обрадовало, — говорит Ольга Игоревна. — Давно хотелось попробовать написать образ этого удивительно цельного, красивого, духовно сильного человека. Во времена гонений на Церковь он, хирург с мировым именем, претерпевая издевательства, ссылки, лишения, мужественно и открыто исповедовал веру. Глубоко в сердце вошли его слова: «Я полюбил страдание, потому что оно приближает меня к Богу…» На работу над этой иконой я попросила молитвенной помощи и благословения у владыки Филарета.
Икона создавалась в традиционной технике — яичной темперой и натуральными минералами. Мастер решила написать именно канонический образ, что оказалось совсем непросто. Ведь все доступные иконы святителя носили черты портрета, воссозданного по фотографиям. Ольга Черняк объясняет: тенденция современного иконописания — это возврат к корням: византийским истокам и древнерусской иконописи, что очень близко ей самой по духу.
Еще в детстве Ольга Черняк заметила необъяснимую тягу к иконам. Как-то девочке попалась на глаза книга репродукций с ликами святых — не осознавая, почему, принялась срисовывать.
На первом курсе художественного института (училась керамике) решила твердо: надо принять крещение. В те времена вера каралась: за такое могли исключить из вуза. Студентка отправилась к бабушке на Южный Урал, где приняла таинство. Но что знала 18-летняя девушка о духовной жизни? Даже Евангелие в те годы было не достать…
Духовный перелом наступил в 30 лет, в конце 1980-х. Пережив жизненные потрясения и клиническую смерть, талантливая художница по керамике не могла найти ответы на вопросы своего внутреннего голоса: чего ради я живу, кому нужно мое творчество?
Душевные муки привели в церковь. Мастера-иконописцы, которых в Минске было совсем немного, объяснили технику, дали нужные книги — и к светскому искусству пропал всякий интерес…
— Попадаете ли вы под воздействие своих икон? — интересуюсь я у мастера. — Говорят, намоленные веками образы словно сгустки энергии. А есть ли энергетика у новой иконы?
— В определенный момент создания образа понимаю, что уже не я смотрю на икону, а она на меня, и под этим взглядом очень хорошо видны собственные немощи, несовершенства… — признается Ольга Черняк. — Икона, рожденная в молитве, будь она новая или древняя, для человека верующего — это окно в вечность, прямая связь образа с первообразом. И если только что созданная икона вызывает трепет, то что уж говорить об иконе, к которой тысячи людей обращаются на протяжении веков…
Если образы святых пишутся, как правило, по строгим канонам, то так ли важно здесь вдохновение и творчество, как для художника? Моя собеседница поясняет: иконопись — это служение, а икона – одна из форм проповеди Евангелия. Поэтому иконописец должен войти в жизнь и опыт Церкви, иначе икона останется поверхностной, неубедительной. Иконописец — не творец, он только проводник воли Божией, поэтому и силы, и вдохновение, и результат этого труда – все от Всевышнего…
Ольга Черняк не живет в монастыре. У нее есть дом, семья. Так же, как и все, она ездит в переполненном транспорте, ходит в магазин за продуктами. Суматоха кругом может вывести из равновесия. Но стоит прийти в мастерскую и остаться наедине с иконами, как гармония возвращается. И с молитвой приходят силы.
Кто такой Лука Войно-Ясенецкий?
Хирург и духовный писатель, епископ Русской православной церкви, удостоенный в 1946 году Сталинской премии по медицине. Родился Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в 1877 году в Керчи (дед – выходец из Могилевской губернии). Канонизирован Русской православной церковью в 2000 году.
За свою жизнь произнес 1250 проповедей. Читал лекции студентам-медикам, делал научные доклады, не снимая рясы, а в его операционной висела икона. Во время гонений на Церковь перенес три ссылки. С 1941-го по 1945 год лечил раненых в красноярском госпитале.
После награждения Сталинской премией за книгу «Очерки гнойной хирургии» назначен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Есть мнение, что Сталин, зная о пастырском служении Войно-Ясенецкого, использовал его имя как рекламу, чтобы продемонстрировать Западу якобы лояльное отношение СССР к Церкви. Умер архиепископ в 1961 году.
Прямая речь
Петр Перекрестов, протоиерей, клирик собора в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость города Сан-Франциско:
– Еще до знакомства с Ольгой Черняк ее иконы произвели на меня сильное впечатление: светлые, теплые, одухотворенные образы. Считаю, что ее Собор Святых Китайских Мучеников по глубине воздействия превосходит оригинал. Такое может создать лишь человек, для которого иконопись – не ремесло, а предназначение свыше… В ближайшее время икона Святителя Луки будет доставлена в Сан-Франциско. Она станет третьей, привезенной с белорусской земли (у нас есть еще копия Неупиваемой Чаши из минского Свято-Елисаветинского монастыря). А вот белорусов среди прихожан нашего храма, к сожалению, совсем немного – в Сан-Франциско нет вашей крепкой диаспоры.
«Рэспублiка»
|