На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
0 / 0
0 / 0


«Я люблю театр, но есть искусство выше»
Она оперная певица и актриса, заслуженная артистка России, лауреат многих международных конкурсов, но это в прошлом. В настоящем — преподаватель вокала у насельниц Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге. В том, что привело примадонну театра «Новая Опера» Галину Лебедеву в уральскую обитель, попытался разобраться корреспондент «Фомы».

Она оперная певица и актриса, заслуженная артистка России, лауреат многих международных конкурсов, но это в прошлом. В настоящем — преподаватель вокала у насельниц Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге. В том, что привело примадонну театра «Новая Опера» Галину Лебедеву в уральскую обитель, попытался разобраться корреспондент «Фомы».

Перемены в жизни великолепной певицы, заслуженной артистки России Галины Лебедевой произошли внезапно. Пять лет назад она неожиданно для всех оставила сцену, любимую работу, друзей, преподавание в Центре оперного пения Галины Вишневской и уехала на Урал.

Галина Ивановна, как же так: Москва, карьера, слава, поклонники и вдруг — монастырь… Как это произошло?

Во-первых, я не сказала бы, что загубила блестящую карьеру, — все-таки звездой первой величины я не была. Да, Москва меня знала, как первую в России исполнительницу партии Марии Стюарт, но чтобы имя звучало у всех на устах — такого, наверное, не было. Вот моя свекровь, заслуженная артистка Евдокия Лебедева, блиставшая в 30-40-х годах в опереттах, действительно была звездой. Ей письма с фронта мешками приходили! У меня никогда не было такой славы, поэтому когда я ушла со сцены, ничего сверхъестественного не произошло.

Во-вторых, случилось это не вдруг. Я шла к этому решению довольно долго. Сколько себя помню, всегда искала чего-то такого, чему могла бы посвятить всю свою жизнь. Сначала думала, что это искусство и театр. Пела с детства, участвовала в самых разных конкурсах и фестивалях. Закончила Театральный институт по классу вокала у Леокадии Масленниковой, солистки Большого театра. Пела в хоре Свешникова, в Детском музыкальном театре, в «Новой Опере»… Я любила театр — и не работала, а служила пению, музыке.

Десять лет я пела Марию Стюарт — а это необыкновенно сложная партия, — и вот со временем у меня начались проблемы со здоровьем. Конечно, блестящая карьера, высокое искусство, успех, поклонники... Но у всего этого есть и оборотная сторона: работа в театре — это пот и слезы.

Если помните, в 2001 году у актрисы Натальи Гундаревой случился инсульт. Меня это потрясло. «В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь. Наверное, именно тогда я очень остро почувствовала смысл этих слов и поняла, что умирать на сцене не хочу. Умирать не только в костюме другой эпохи, но главное — с неподготовленной душой. Поняла, что хочу умереть по-христиански, подготовившись, исповедовавшись и причастившись. Тогда-то я и написала заявление об уходе. Вот так, в один день.

История с Гундаревой, конечно, была не причиной, а, скорее, поводом, своеобразным катализатором, который определил исход процесса. Дело в том, что в театре мне становилось уже неинтересно, я подсознательно стремилась к чему-то иному. К тому же, все это совпало с моим воцерковлением. Я ходила в храм, приобщалась таинств, испытывая в церкви такую особенную радость, которую нигде не познавала: ни в замужестве, ни на сцене, слыша зрительские овации… Моя радость была тихой и неизреченной…

Вот, наверно, поэтому я и ушла из театра. Поняла, что есть высшее искусство — искусство духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл монашество искусством из искусств, художеством из художеств. Помню, когда прочла это впервые, немного даже смутилась: «Почему монашество — это искусство?» Теперь, мне кажется, я понимаю, что имел в виду святитель. Ведь настоящее искусство — это стремление к совершенству. А монашеская жизнь, да и вообще жизнь духовная — путь к внутреннему и подлинному совершенству. Это стремление достичь совершенства в высшей сфере — сфере духа. Потому-то это искусство из искусств.

Как случилось, что Вы оказались в монастыре?

Я слукавлю, если не скажу… Может быть, я и не переехала бы на Урал, если бы не одно обстоятельство: моя дочь осталась в Ново-Тихвинском. Она инокиня. Но и это случилось не сразу.

После ухода из театра я два года работала в Центре оперного пения Галины Вишневской, где и познакомилась с сестрами из Ново-Тихвинского монастыря. Точнее, они меня нашли. Певческому послушанию был необходим педагог по вокалу высокого профессионального уровня, и они искали учителей через интернет и так вышли на сайт нашего Центра. Вы знаете, когда монах чего-то захочет, он обязательно будет молиться и искать, пока не найдет. И вот сестры приехали в Москву, пришли в Центр Вишневской. В этот момент из преподавателей никого, кроме меня, не было. Заведующий учебной частью пришел ко мне в класс. Он распахнул дверь со словами: «Галина Ивановна, к Вам монахини!» Я немного растерялась, говорю: «Здравствуйте…» Сестры посидели на моем уроке, я с ними немного позанималась, и они тогда же пригласили меня в монастырь… Я согласилась. Съездила один раз в Екатеринбург, мне понравилось, стала приезжать чаще, раз в два месяца почти на три недели. Жила в монастыре, мы работали, я уезжала, потом возвращалась вновь. А в 2004 году мы с мужем переехали в Екатеринбург насовсем, и я стала работать в монастыре постоянно.

Когда я еще только ездила в Екатеринбург, старалась брать с собой дочь. Не раз говорила ей: «Очень интересный монастырь. Тебе понравится». И в какой-то момент, в 2003 году, она сказала, что останется здесь. Для меня это было неожиданно: ведь она училась в университете, жизнь уже начала складываться… Как ни странно, к ее решению я отнеслась спокойно и оно мне было понятно. Все-таки моя дочь была человеком воцерковленным. Отец ее с восьми лет в храм водил. Теперь она инокиня.

Конечно же, важным аргументом в пользу переезда было и желание помочь сестрам. С самого начала нашего общения меня заботило одно: как сделать так, чтобы сестры не болели? Ведь у них на певческом послушании такие нагрузки, что оперное пение по сравнению с этим — цветочки! Они начинают петь в пять утра, а это крайне тяжело, иногда просто физически невозможно. Помню, когда у нас в театре кому-то нужно было петь в 10 утра, то сразу начиналось: «Ой, так рано!» А сестры поют! И моя задача как педагога и помощника — облегчить им этот труд, сберечь их здоровье.

Обычно родители без особого восторга воспринимают решение детей уйти в монастырь. Не было у Вас желания удержать дочь, хотя бы в первое время?

Понимаете, это всеобщее заблуждение, что монастырь — нечто вроде темницы, где все время плачут и куда уходят от большого горя люди несостоявшиеся и не способные добиться успеха. Когда я впервые побывала в Ново-Тихвинском, удивилась, как много здесь светлых, радостных и прекрасных лиц. Потом-то я поняла, что именно у таких людей душа просит большего, чем может дать обычная жизнь, — может быть, они потому и уходят туда?

Когда моя дочь ушла в монастырь, я обрела много дочерей — сестер обители. Я их всех очень люблю. А глядя на свою дочь, я радуюсь, ведь она нашла себя. Мы общаемся с ней на равных, как две сестры во Христе, я вижу, что многие вещи она научилась видеть и понимать глубже, чем я. А это матери еще приятнее. А удерживать — для чего? Если я вижу, что мой ребенок всегда радостен, улыбается, что он нашел свое счастье, то и я счастлива.

А как друзья и знакомые восприняли Ваш шаг?

В большинстве своем знакомые меня поняли. Многие знали, что я хожу в храм, потому мой переезд не был такой уж неожиданностью. В особенности мне запомнилось, как Галина Павловна Вишневская к этому отнеслась. Я пришла к ней, объяснила, куда еду, сказала, что у меня дочь осталась в монастыре, что хочу сестрам помочь. Помню ее взгляд — очень внимательный и серьезный. И это ее движение руки: она положила свою руку на мою и сказала: «Поезжайте. У вас все получится». Как бы благословила.

Не могу сказать, что мой поступок кого-то расположил к вере и уж тем более привел к ней. Но когда я приезжаю в Москву, ко мне приходят мои ученики, подруги моей дочери, задают много интересных вопросов о вере. Я надеюсь, что, может быть, хоть чуть-чуть помогаю им понять Православие, побуждаю как-то тянуться к вере.

Как Вы вообще преодолели такой важный рубеж, как общественное мнение? Вы не боялись разговоров: «Ах, эти артистки, люди творческие, эпатажные, — всякое могут себе позволить, но это уже чересчур»? Не боялись прослыть в среде ваших недавних почитателей странной?

Общественное мнение — это не про меня. Вот если бы Алла Пугачева ушла в монастырь, тогда, конечно, было бы общественное мнение. Во всех СМИ обсуждали бы, почему и отчего. А я ушла тихо. И прослыть странной не боялась. В конце концов, все мы странные. На мой взгляд, самый странный тот человек, который, что-то показывая на сцене, видит в этом смысл жизни. На сцене — изображение жизни, а истинная жизнь — это вера. Когда я работала в театре, всегда чувствовала, что это еще не жизнь, что настоящая жизнь идет где-то рядом… Конечно, я не хочу умалять искусство, и ему человек может полностью отдавать себя. Более того, только тогда он может заинтересовать других, когда в том, что он делает, другие почувствуют и его душу, и его сердце. И это тоже служение. Но если Бог призывает человека к чему-то высшему и большему, к служению Церкви — то такой человек воистину счастлив. Я это знаю на собственном опыте.

foma.ru

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым