К вере и надежде
Православные святыни Гомельщины
Религиозные святыни давно перестали быть только предметом поклонения верующих. Они притягивают людей и как источник знаний об истории и культуре своей страны. А потому “туризм по культовым местам” становится сегодня не менее популярным, чем, скажем, по историческим или природно-экологическим. Православие Гомельщины, располагающее достаточно богатым наследием прошлого и духовными обретениями недавнего времени, предлагает туристам немало интересного.
Иоанн Кормянский
В Добрушском районе в Свято-Покровском храме деревни Корма хранятся мощи праведного старца.
В миру Иосиф Гашкевич (1837—1917), протоиерей, всю свою жизнь посвятил православной вере. Решением Синода Белорусской православной церкви причислен к лику святых в мае 1998 года. Обретение же мощей состоялось годом раньше. Нетленное тело святого было найдено в 1991 году. Чудотворец Иоанн Кормянский стоит в одном ряду с такими небесными заступниками Беларуси, как Симеон и Дионисий Полоцкие, Кирилл и Лаврентий Туровские, преподобная Евфросиния Полоцкая, Афанасий Брестский, Макарий Пинский, праведная княгиня София Слуцкая и другие.
По многочисленным свидетельствам очевидцев, в том числе и документальным, мощи праведного отца обладают чудодейственной силой. Верующие убеждены: батюшка Иоанн помогает им в житейских делах и невзгодах.
Преподобная Манефа Гомельская
В соборе Петра и Павла областного центра находится рака с мощами преподобной Манефы Гомельской.
Причислена она к лику святых Белорусской православной церковью в августе 2007 года. Канонизация состоялась в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе в Гомеле.
Путь к святости преподобной Манефы (в миру Марии Скопечевой) удивителен и скорбен. В крестьянской семье Владимира и Гликерии Скопечевых, проживавших в деревне Севруки близ Гомеля, 1 апреля 1918 года родилась девочка. Неисцелимый недуг — церебральный паралич — навсегда лишил Марию способности самостоятельно передвигаться. Радость родителей от рождения ребенка сменилась печалью.
С раннего детства Мария видела, как мама старательно молилась перед иконами. Чуткая душа ребенка уловила смысл существования живого на земле: все держится на молитве, любви и добре. На плечах родителей или добросердечных односельчан она часто посещала храм Ченковского монастыря. Ее жизнь стала трепетным постижением Христовых заповедей. Пришел день и час, когда в праздник Преображения Господня она приняла монашеский постриг. В великую схиму Манефу посвятил один из последних оптинских старцев — схиигумен Макарий, долго остававшийся ее духовным наставником.
После закрытия монастыря в послевоенные годы монахиня Манефа вернулась в родительский дом. Болезнь прогрессировала, средства к существованию были скудными. Случались дни, когда на ее столе ничего, кроме воды, не было. Преподобная же продолжала совершать свой подвиг. Передвигаясь в коляске, не пропускала ни одной праздничной службы в храмах. Своей чистой душой видела глубину нужд, печалей, скорбей всех, кто обращался к ней за помощью, находя для людей слова утешения и поддержки.
Превозмогая собственный недуг, многострадальная схимонахиня являла собой пример высоты духа, великого терпения, сделавших ее достойной прославления в лике святых. Ее земная жизнь закончилась в 1984 году.
Кормянская обитель
Женский монастырь во имя святого праведного Иоанна Кормянского — один из самых молодых в республике, находится в деревне Корма Добрушского района Гомельской области.
Зарождение будущей обители началось во второй половине XVIII века, когда на средства прихожан была сооружена первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале XX века, когда церковь пришла в ветхое состояние, было принято решение построить в Корме каменный храм. Первоначально его возведение планировалось на месте старого, но бывший в то время духовником 3-го Гомельского округа протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь сам указал место. Так и произошло: в центре деревни, на бугорке вечером загорались свечи. Там храм и возвели. Его история советских времен типична для культовых объектов — подвергался разорению, использовался не по назначению. Тем не менее храм выстоял. Возрождение его совпало с началом новейшей истории Беларуси.
За годы существования обители зафиксировано немало чудесных явлений.
В храме, как уже говорилось, находятся нетленные мощи святого праведного Иоанна Кормянского (дни памяти 31 мая и 9 сентября), ковчег с частицами Древа Животворящего Креста и Гроба Господня, а также мощей угодников Божиих (более 50), чудотворные иконы Божией Матери Владимирская и Скоропослушница, к которым приходят поклониться, получить надежду и поддержку верующие со многих уголков Беларуси и соседних стран.
В августе 2000 года при Свято-Покровском приходе был учрежден Свято-
Иоанновский Кормянский женский монастырь, где сейчас проживает более 10 сестер.
Свято-Никольский мужской монастырь
Основан в Гомеле в 1994 году, реконструирован в 2004-м.
Его главный храм — Свято-Никольская церковь, возведенная в 1904 году по благословению Иоанна Кронштадтского на средства железнодорожников. Кроме главного храма в монастыре имеется надвратная церковь Святого Дионисия Радонежского. Подворье монастыря с храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери расположено в деревне Терюха. Из святынь монастыря особо почитается список с чудотворной иконы Божией Матери Козельщанской. Икона находится в главном храме обители над царскими вратами иконостаса. Каждую среду перед иконой на вечернем богослужении совершается акафистное пение. В праздничные дни икона опускается для поклонения верующих. В монастыре находится также частица мощей покровителя обители святителя Николая Чудотворца. Икона с частицей мощей святителя Николая выносится для поклонения верующих каждое воскресенье во время вечернего богослужения.
Благодатный источник
В деревне Черное Болото под Речицей есть источник с благодатной водой, о который местные жители говорят “вода из-под церкви”.
Старожилы рассказывают, что в паре десятков метров от источника, чуть повыше его, стоял прежде храм Покрова Пресвятой Богородицы. Перестоял он и последнюю войну. Но местным властям вздумалось, как это практиковалось в то время, устроить в храме склад для хранения зерна. Спустя некоторое время в него ударила молния. От склада ничего не осталось. Поставили на этом месте конюшню, она была разрушена. После чего решили на святом месте материально-хозяйственные постройки не возводить. Его обозначили кладкой из камня и водрузили величественный крест. В благодарность за дело доброе и появился источник, хотя, говорят местные жители, он всегда здесь был. Люди приезжают в это место за духовным и телесным здоровьем. Говорят, пригубишь благодатной воды или искупаешься в купели — и усталости как не бывало. А местные власти позаботились, чтобы добраться в это место не было проблематичным.
Икона, которая оберегает
Находится на сохранении в семье в деревне Новая Буда Приборского сельсовета Гомельского района.
Местные жители рассказывают об истории, которая передается из поколения в поколение. В старину на деревню свалился мор. Люди умирали от неизвестной болезни, которая не щадила ни старого, ни малого. Надеясь на чудо, они отправили своих посланцев в Киево-Печерскую лавру. Оттуда был привезен образ святого Николая Чудотворца. Как только икона оказалась в деревне, мор тут же прекратился. С того времени каждый год 22 мая местные жители организуют по особому ритуалу праздник, восхваляющий святого Николая Чудотворца в надежде, что и дальше он будет охранять их. Торжественно выносится намоленный образ. Несмотря на то что православная реликвия находится в конкретной семье, доступ к ней имеет всякий желающий. И не только из числа жителей села.
Растущие кресты
Несколько лет назад стало известно об удивительном каменном кресте, в буквальном смысле растущем из земли на Борисоглебском кладбище в Турове.
За год он прибавляет по сантиметру, сюда устремились поломники. Рассказывают, что с православной молитвой крест способен сотворить настоящие чудеса. Год назад на кладбище у ограды одного из захоронений был обнаружен еще один каменный крест. Он также растет. И это при том, что захоронение, рядом с которым находится крест, давнее, грунт остается неизменным на протяжении ряда лет. Тропинка для желающих присесть, помолиться и попросить о сокровенном, потянулась и сюда.
Народная газета
|