Кто ищет истину, тот найдет Бога — Василий, новомученик оптинский
Игумена Валериана (Головченко) когда-то спросили о том, почему нельзя ходить в раскольничьи храмы, ведь Бог один, а служба там такая же. На что он ответил, предложив две с виду одинаковые конфеты: одну простую, а от другой лишь свернутый фантик. «Современное сектанство, — говорил батюшка, — похоже на пластмассовую елку,… которую чтобы изобразить «елочный дух» предлагается попшикать входящим в комплект спреем».
Одна из серьезных проблем современного человека в том, что истинные чувства, данные Господом, утеряны, забиты, завалены грудами представлений, установок, ложных знаний того, что значит «правильно». Все стандартно, все предсказуемо... И путь к Богу в современном мире для многих возможен только через серьезные потрясения и скорби.
Трудным и долгим был путь к вере матери оптинского новомученика о. Василия Анны Михайловны. Сын стал святым, а мать не верила в святость сына, и к истинной вере к тому времени еще не пришла. Подолгу Анна Михайловна жила в монастыре, ходила на все службы и, уставая порой за день до изнеможения, неизменно вычитывала на ночь долгое правило... Она усердно трудилась, совестилась что-то истратить на себя. И вот однажды Промыслом Божиим Анна Михайловна съездила в Иерусалим. А потом уже в Оптиной, у могилки о. Василия, Анна Михайловна собрала всех желавших послушать о своем паломничестве и сказала перекрестившись: «Верую, отец Василий, теперь верую! Я же в Иерусалиме на Голгофе была. Прости меня, батюшка, что раньше не верила, а твоими молитвами увидела свет... В Иерусалим мы, батюшка, плыли морями. И было море синее-синее, а вода в Иордане зеленая... Ольга мне двести долларов на фрукты дала, — отчитывалась она о поездке у могилы сына, — а зачем мне, батюшка, фрукты? Я лишь Царствия Небесного хочу. Господи, сколько же я нагрешила! Помяни, мя, Господи, во Царствии Твоем!» 16 декабря 1999 года мать новомученика приняла монашеский постриг с именем Василисы.
Вторая, тоже очень серьезная проблема заключается в том, что очень многие люди верят в Бога и считают, что этого достаточно. «У меня нет грехов», — услышать это можно очень часто и, к сожалению, не только от людей, находящихся в психиатрических больницах.
«Те, кто любит себя называть членами невидимого общества святых, состоящего из святых всей земли, известных одному только Богу, кто полагает, что посредством чисто теоретической веры в Спасителя они становятся участниками Духа Святого, кто думает, что Спаситель творит их спасение без посредства созданной Им Церкви, тот заблуждается, ибо «extra ecclesiam nulla salus» (пер. с лат.: вне Церкви нет никакого спасения). Вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви нет никакого спасения. Эта Церковь видима, она — не просто собрание людей, верующих во Христа. Она — божественное учреждение. Ей было поручено охранение истин, открытых нам Богом. В ней осуществляется искупление человека. В ней человек общается с Богом и становится Чадом Божиим», — писал в своих трудах святитель Нектарий Эгинский.
После того, как человек открыл для себя существование Бога, ему нужно сделать еще очень серьезный шаг — стать членом Церкви. И самое последнее испытание, которое придется проходить до конца жизни, — устоять в вере.
«Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апо¬стол, наступят времена тяжкие. И вот, вследствие оскуде¬ния благочестия, появятся в церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали святые отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни. От этого ереси будут распространяться всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать с хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать предание святых отцов от Духа Святаго — учение Церкви самой. Ухищрение врага и его уставы заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: «По плодам их узнавай¬те их» (Ср.: Мф. 7, 16). Вот и ты по плодам их тоже, что по действию еретиков, старайся отличить их от истинных пас¬тырей. Эти духовные тати, расхищающие духовное стадо,… войдут путем незаконным, истребляя насилием Божии уставы. Господь именует их разбойниками... Большое притеснение от еретиков будет монахам, и жизнь монашеская тогда будет в поношении… От сих угроз будет на малодушных тогда большое унижение. Если доживешь до этого времени, сын мой, то ты радуйся, ибо тогда верующим, не пожавшим других добродетелей, будут уготованы венцы за одно только стояние в вере, по слову Господа: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным» (Ср.: Мф.10, 32). ...С ересью войдет в обитель и бес, будет она уже тогда не святой обителью, а простыми стенами...», — писал Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов).
Иконописец Павел Бусалаев вспоминает свой последний разговор с оптинским новомучеником о. Василием: «Перед Пасхой 1993 года я был в потрясении от свалившихся на меня невероятных искушений. Рассказал о них о. Василию, и спрашиваю его: «Скажи, откуда столько ненависти и неизъяснимой злобы?» Отец Василий был спокоен и ответил по-монашески — из святых Отцов: «Ты же знаешь, что сказано, — каждый, любящий Бога, должен лично встретиться с духами зла. И сказано это не про святых, а про обыкновенных людей, вроде нас с тобой»».
Литература
• Газета «Церковное слово». 11 июля 2008 г. с.12. Мн.: Свято-Петро-Павловский собор.
• Нина Павлова. Пасха красная. О трех Оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года. (http://www.vselprav.org/library/pk.htm)
Выдержка из трудов святителя Нектария Эгинского (http://lib.eparhia-saratov.ru)
|