Киево-Печерская лавра
Много паломников из Беларуси посещает святыни Украины. Вряд ли кто-то поспорит, что самой значимой из них является Киево-Печерская лавра. История лавры уходит в одиннадцатый век. Когда-то на ее территории располагался лес, в который и пришел подвижник Антоний, а после и его ученик Феодосий. Но до этого на территории будущего монастыря некоторое время жил будущий митрополит Иларион. Однако, в связи с избранием Илариона на кафедру, пещера опустела, в ней и поселился пришедший с Афона инок Антоний. Как известно, много людей на Руси, ищущих монашеского подвига, на некоторое время уходили жить на святую гору Афон.
На территории лавры множество пещер, поэтому она и называется Печерской. Есть пещеры Дальние и Ближние. Изначально келья Антония находилась в дальних пещерах, однако, он искал уединенной жизни и ушел в другую пещеру, где основал Ближние пещеры.
Возле Антония и Феодосия собиралась братия. За основу монашеской жизни они взяли Студийский общежительный устав, который впоследствии распространился по всей Руси. Вскоре о печерских подвижниках узнал народ, многие стали жертвовать монастырю, отчего он рос и обустраивался каменными храмами. Вот уже на протяжении многих веков монастырь притягивает людей.
Паломники могут остановиться в монастырской гостинице. Есть и несколько отелей возле самой лавры, хоть это и не коттеджи, но условия для гостей из-за рубежа хорошие.
Много известных людей захоронено на территории лавры, десятки мощей святых. На протяжении восьмисот лет в пещерах лавры находились мощи преподобной Евфросинии Полоцкой. До сих пор там сохраняются мощи св. Иулиании Ольшанской. В Ближних пещерах находятся мощи восьмидесяти угодников, а в Дальних – сорока пяти.
Многим известен такой насельник Киево-Печерской лавры, как Нестор летописец, благодаря ему мы читаем «Повесть временных лет», многое знаем об истории Православия на Руси и жизни славян.
Монахи Киево-Печерского монастыря помогали многим больным и страждущим, которые приходили к ним, ища утешения в своих скорбях. Монахи пытались таких людей лечить не только душевно, но и телесно. Известно, что по заказу монахов были созданы проекты бань из бруса для болящих и построены возле монастыря, как сейчас говорят, бани под ключ. В банях больные парились, мылись, что всегда было хорошим средством для поддержания здоровья и излечения от некоторых болезней. Даже устав Киево-Печерского монастыря говорит о банях.
При монастыре при Феодосии еще был устроен странноприимный дом для нищих, хромых и слепых. Каждую субботу монастырь отправлял воз хлеба для заключенных.
За свою историю монастырь неоднократно разорялся. Сначала это было нашествие половцев (11 век), позже нашествие Батыя (13 век), в 15 веке разорен крымским войском Менгли Гирея. В 16 веке были попытки униатов захватить монастырь и обратить в унию, однако он оказал вооруженное сопротивлении и стал оплотом Православия на Украине.
Петр Могила заложил в Киево-Печерском монастыре основы Киево-Могилянской коллегии, открыв там училище.
После революции настоятель монастыря митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) был расстрелян. Вскоре монастырь был закрыт, превращен в музеи, часть братии была расстреляна. Во время Второй мировой войны, при отступлении советских войск ими был взорван Успенский собор. Возрождение обители произошло только в 1988 году. Через некоторое время Успенский собор был воссоздан, а сама Киево-Печерская лавра вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
|