Каким должен быть монастырь?
Монастыри возникли в четвертом веке по Рождестве Христовом после окончания гонений на христиан. С прекращением гонений христиане стали более мирскими и меньше соответствовали христианскому идеалу. «Монах» переводится как «один» и предполагает три обета: нестяжание, безбрачие и послушание. В отличие от семейного христианина, который обязан думать о хорошем обеспечении своей семьи, монах призван иметь только насущные вещи без излишеств: чем скромнее, тем лучше. Если в семье мужчина руководит, то в монастыре монах слушается игумена.
Изначально в монастырях монахи трудились, например, делали мебель своими руками, кто-то плел корзины, кто-то шил. Потом изделия продавались и вырученные деньги отдавались бедным людям. Преподобная Евфросиния Полоцкая переписывала Библию, потом продавала богатому человеку, а деньги отдавала бедным. В настоящее время подобная жизнь в монастырях практически не встречается. Большинство монастырей живет за пожертвования мирян. Многие заняты строительством церквей, обустройством монастырей, которые иногда даже напоминают хоромы. Шкаф купе своими руками уже никто не делает, все заказывается за деньги.
Если еще недавно монастыри были центрами просвещения, то теперь многие из них являются рассадниками ересей. Встречаются, конечно, и образованные монахи, знатоки богословия и древних языков.
Издавна в монастыри стекался народ, чтобы сменить привычный образ жизни, получить духовное утешение, более сосредоточенно и дольше помолиться. Правда, паломничества были подвигом, ибо надо было преодолеть большие расстояния. Сейчас все намного проще. Существует много паломнических отделов, которые организуют поездки в самые разные монастыри. Современные христиане имеют больше возможностей духовно подвизаться и отдохнуть душой. Как правило, паломники несут послушания в монастырях: выполняют какую-либо работу (на грядках, кухне, в храме и т.п.). С большим количеством паломников сопряжены и проблемы для монахов, ибо они, получается, вовсе не уходят от мира, мир их настигает, сам приходит к ним. По этой причине некоторые люди, жаждущие монашества, ищут отдаленные монастыри, которые больше соответствуют сути монашества.
В том, чтобы существовали монастыри, заинтересованы не только монахи, но и обычные христиане. И те, и те пытаются в них в большей мере приблизиться к Богу, прикоснуться к иной реальности, ощутить благодать Божию.
|