english version
Алла Матренчик
Польша
С дикой маслиной на благодатной почве
разговор с Владиславом Сивериным, бывшим заключённым, сейчас прислуживающим в церкви "Всех скорбящих Радость" в городе Минске
- Сколько тебе лет?
-Двадцать пять.
- Говоришь, в юности рос ты, как "дикое дерево оливковое"...
-Думаю, что сравнение апостола Павла здесь очень кстати. А как иначе сказать о том, кто семнадцать лет жил без Бога?
- Но это уже в прошлом?
-Перелом наступил, когда я находился в Минской исправительной колонии.
- Что означает это название?
-Место заключения для лиц, которые попали за решетку впервые, но за значительные преступления грабежи, разбой, даже убийства. Ну и с соответственно большими сроками наказания, до 15 лет.
- Ты сколько получил?
-Четыре года, за хулиганство. До этого было относительно благополучное детство, хотя воспитывал меня отчим, и все время казалось, что он больше любит своего собственною сына. Были еще прерванная учеба, которая меня особо не интересовала, а потом пьянство, дебоши. И смутные воспоминания о церкви, в которой оказался, наверно, только один раз, во время крещения, да рассказы бабушки, тоже из детства, но более отчетливо сохранившиеся в памяти. Рассказы о том, что Бог есть, что Он все видит, все слышит, обо всем знает. Эти слова хранились в моем подсознании и оживали в трудные моменты.
- Отозвались они и за воротами тюрьмы?
-Не сразу. Я легко вошел в ритм жизни колонии. Много работы, спорт, друзья. Существенные перемены внесла болезнь, когда началось воспаление почек. В тюремной больнице довелось столкнуться с людьми, которые в заключении проводили всю свою жизнь и пришло понимание, что я так жить не хочу. Несмотря на то, что родные навещали меня, присылали посылки, на душе было тяжело. Собственные страдания, действительно сильные, заставили задуматься: Бог наказывает нас " для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его". Понадобились годы и испытания болезнью, чтобы понять эти слова апостола Павла (из послания к евреям гл.12 ст.10). В больнице я впервые прочитал Евангелие, прочитал, особо не вникая в смысл, довольно быстро. Издания Нового Завета, кипами, приносили баптисты. Я с ними не смог завязать контакт. Слушал их песни, но чувствовал, что это не мое.
- А православные священники в больницу не приходили?
-Не приходили. Только вернувшись в колонию, я услышал по внутреннему радио, что проводится встреча православных для совместной молитвы. После долгих колебаний решил пойти.
- Чтобы искать Бога?
-Ради этого тоже, но в первую очередь, наверно, чтобы укрыться от гама и сутолоки. В камере, куда меня поместили, находилось 70 человек, на койках в несколько ярусов.
- Так резко возросла преступность?
-Дело
не только в этом. При распаде СССР в Белоруссию, где сеть исправительно-трудовых
учреждений была недостаточной, отправили всех её граждан, отбывавших
наказания в других бывших советских республиках. Из-за этого
такая переполненность. Телевизоры, магнитофоны, радиоприемники,
сутолока, будто на вокзале, с самого утра.
- И где вы встречались с православным священником?
-В
большом кинозале, с экраном, красным занавесом и трибуной. Отец
Игорь Коростелёв там служил литургию, исповедовал, причащал.
Но основную катехизационную работу проводил брат Олег Шульгин.
Сначала он приходил один раз в неделю, потом - два, чаще всего
по вечерам. Ставил на сцене табурет с иконкой, а сам стоял среди
нас. Много объяснял, молился вместе с нами, читал Библию. "...
Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях
древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам
вашим... " - эти слова пророка Иеремии (книга пророка Иеремии
гл.6 ст.16) звучали, конечно же, неоднократно... Свет Божий
доходил до меня с трудом. Я не раз вступал в споры с братом
Олегом, поскольку хотел, чтобы он доказал мне существование
Бога. На такие встречи ходил довольно регулярно, хотя и тяжело
было мне стоять, очень болели почки, ноги. Я уже ходил не только
ради тишины, так как заметил, что от молитв становится спокойнее
на душе. Процесс поиска Бога был долгим и мучительным. В моей
душе происходила борьба.
По вечерам я молился, читал Евангелие, плакал, поскольку что-то
трогало мое сердце, а по утрам, когда сталкивался с реальностью,
вновь терзали меня сомнения, закрадывались тревоги. Однако постепенно
я начал приходить к вере, узнавать Истину, думать о будущем... - А товарищи по камере видели перемены в тебе?
-Думаю,
что да. Хотя там, в колонии, каждый думает в основном о себе,
чужие проблемы мало трогают. Кое-кто, правда, расспрашивал о
наших православных собраниях. Что мог, я объяснял, приносил
свечи, хотя свои взгляды никому не навязывал. И по мере приближения
дня выхода на свободу я все больше искал уединения, в одиночестве
мне было легче. Я довольно много читал, часто молился.
- Ты был освобожден досрочно?
- Да, на девять месяцев раньше. Помог мне Господь, я это чувствовал.
Мама, отчим, бабушки, товарищи — все меня встретили с радостью.
Два дня спустя после освобождения я пошел в церковь, потом еще
раз вместе с братом, тогда мы оба приняли причастие. Мне казалось,
что уже стою. Но, как говорит апостол Павел: "кто думает,
что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 послание к
Коринфянам гл.10 ст.12). Вскоре я поехал на дачу, потом с мамой
на юг. И, не знаю, почему, начал отдаляться от Бога, скучно
мне было в церкви. Я помнил, что Бог мне помог, и вера во мне
полностью не умерла, но казалось, будто достаточно и того, что
я приду в церковь на Пасху, на Рождество и поставлю свечки.
И... опять попал в милицию.
- Сказались прежние связи?
-Встретил давнего приятеля и мы накуролесили. Собственно, моей
вины в этом не было, но меня тоже задержали. Целые сутки провел
я в отделении милиции. И очень боялся, что опять попаду в заключение.
Тогда подумал, что если Бог и на этот раз мне поможет, я от
Него уже не отвернусь. Меня отпустили. Я сразу же пошел в церковь.
--- Вы из колонии? --- без труда узнал меня отец Игорь, а вскоре
появился ещё и брат Олег. Тогда батюшка предложил мне работать
сторожем в церкви. Я согласился.
- Как это восприняла семья?
-С недоверием и страхом. Тем более, что мама устроила меня работать
в магазин, а в обществе тогда преобладало мнение, что в церковь
ходят только больные и старые. Даже самые близкие не понимали
меня. И я не объяснялся --- а что можно объяснить людям, которые
не пережили того же?
- И ты не раскаивался в таком решении?
-Никогда не думал менять его. Работа, полностью светская, меня
не привлекает. Мне досадны разговоры о деньгах, квартире, мебели.
А здесь я начал церковную жизнь, ездил по монастырям, исповедовался...
Собственно, я исповедовался и в колонии, но так, как тогда мог,
пожалуй, слишком обобщённо. Сейчас же --- значительно глубже.
Помню, как во время одной исповеди, когда отец Игорь возложил
на мою голову епитрахиль, она показалась мне такой тяжелой,
что даже пригнула голову. Другой раз, когда я ждал исповеди,
кто-то определенно подталкивал меня в сторону священника. Оглядевшись,
я увидел, что церковь пуста.
- Ты часто возвращаешься в памяти к этим случаям?
-Вообще, не концентрирую внимание на этом, поскольку старцы учат,
что существует много видов прелестей, когда дьявол может подавать
человеку свои знаки. Человек думает, что они от Бога и ждет
следующих. А когда их нет, впадает в подавленное состояние духа,
в страх, что Бог оставил его...
- В монастыри часто ездишь?
-Довольно часто. Обычно в Благовещенскую обитель в Лядах, был
там даже полгода послушником. Думал остаться в монастыре навсегда,
но оказалось, тогда не был к этому готов. А сейчас езжу в монастырь
и там набираюсь духовных сил. Хотя наш враг подстерегает нас
везде. Монахи жили в пустынях, и приходилось им сталкиваться
с такими искушениями, которые мы, слабые верой, даже представить
себе не можем. Однако и нам не следует впадать в уныние. Потому что, как говорит апостол Павел: "вас постигло искушение
не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит
вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение.
Так чтобы вы могли перенести" (1послание к Коринфянам гл.10
ст.13).
- А ты никогда не задумывался о том, чтобы вместе с братом —
сейчас уже отцом, священником — Олегом вернутся в колонию и
там помогать другим?
- Начальство колонии согласия на это не дало. А в нашей колонии
произошли изменения. Там уже есть отдельное помещение для богослужений,
и постоянный священник отец Олег. Это радует меня, так же, как
и всех верующих заключенных, старых и молодых.
- Встреча с братом Олегом и отцом Игорем имела большое значение
в твоей жизни?
- Да. И мне кажется, что она была не случайной.
- Спасибо за беседу
.
Samaritan №2,
1997 |