|
ПУБЛИЦИСТИКА
|
Преподаватель
Воскресной школы
Любовь Громыко
|
|
ВОССТАНЬ, ДУШЕ МОЯ
|
|
Нас куда-то несет в непроглядную темь.
И погибельным вехам не видно конца.
Ложь и смута окрест. Обратитесь в детей!
Обратитесь в детей, и услышите голос Отца.
Иеромонах Роман
|
ОБРАТИТЕСЬ В ДЕТЕЙ!
В храме шла Божественная Литургия. В воскресные дни она бывает особенно торжественной и многолюдной. Среди плотно стоящих прихожан высокая тоненькая женщина старалась провести поближе к солее довольно большую группу детей.
Ручейком, просочившись сквозь толпу, они встали тесно друг к другу напротив алтаря, образовав цветничек из темных и светлых аккуратно причесанных мальчиков и ярко белых платочков на головах девочек. Это - Лия, учительница Воскресной школы, привела на причастие своих шестилеток. Те, глядя на еще закрытые Царские врата, уже сложили на груди ручки - как положено крестообразно, правую поверх левой. Я в этот момент стояла совсем близко и невольно наблюдала всю сцену в мельчайших подробностях. Я видела эти широко открытые глаза, которые, отражая множество огней огромного подсвечника, лучились особенно, по-детски. В них было благоговейное ожидание чуда и бесконечное доверие к его обязательному свершению. А младенческие ротики до времени, невольно разевались, готовые принять Святое Таинство. Мне хотелось словно бы впитать в себя выражение этих детских лиц. Я чувствовала такое восторг и умиление, какие не часто посещают душу. Быть может, как никогда ясен, стал смысл евангельского предупреждения: "если не будете, как дети, не войдете в Царствие небесное"…
Но вот распахнулись Царские врата и отец Игорь, сияя золотой парчой ризы, вышел с Чашей. По прочтении молитвы, он, видя перед собой наш цветничек и с усилием утопив в усах улыбку, вместо того, чтобы напоминать всем, объяснять пришедшим впервые, как следует вести себя, подходя к причастию, сказал совсем кратко: "посмотрите, как это делают люди более опытные", и наклонился к детски устам.
Давно известно, что эти уста глаголют истину. И когда такой "более опытный" человек заявляет " я верю в Бога" - это достаточно сильно может воздействовать на взрослых, чем только не искушенных и подзабывших о первозданной чистоте восприятия мира. Есть гипотетическое объяснение детской веры в ее удивительной целостности. Возможно, младенец до какого-то возраста способен видеть мир невидимый. Почему, порой, по необъяснимым для нас причинам новорожденный ребенок надолго закатывается в крике? Не видит ли он нечто пугающее, чего мы не воспринимаем? А иногда младенец, наверное, видит и другой мир - небесный, ангельский. Когда наша милая знакомая Ксения крестила сына, мальчика, как обычно, священник внес в алтарь. И тут проходит минута, другая, третья - несколько долгих минут. Все присутствующие начинают беспокоиться - почему батюшка не выносит ново крещеного Илию? Наконец, когда появился священник с ребенком на руках, все увидели, что личико младенца застыло в столь крайнем изумлении, что он еще долго не моргал, глаза были остолбенело вытаращены, не закрывался широко разинутый рот.
Так что, когда после литургии я пошла на урок к пятилеткам, то, несомненно, встретилась с людьми еще более "опытными" - то есть ближе стоящими к загадочному младенческому возрасту. Учительница, вернее воспитательница, совсем молоденькая Наташа Зущик /одна из первых учениц, пришедших при открытии нашей Воскресной школы в 1991 году/, кажется, не успела далеко отойти от своих подопечных, но достаточно требовательна и строга. В классе все заняты делом - усердно рисуют нарядную елку. Каждый - в своем варианте. Это будут поздравления родителям, знакомым или просто кому-нибудь встречному.
После короткого знакомства я спросила, как же надо праздновать Рождество? Не отрываясь от рисования несколько голосов дружно ответили: " в церковь надо идти". Я, по правде сказать, не ожидала столь конкретного, даже однозначного ответа, четко направленного на духовный смысл праздника, а не на удовольствия с ним связанные. Уж, казалось бы, никогда не бывает столько веселья и подарков, как в рождественские дни. И ни слова об этом. Кстати, с этим же вопросом я обращалась ко многим знакомым взрослым, крещенным, но как бы около церковным людям. Ни один не намеревался отметить Рождество Христово посещением церковной службы.
Ну а дальше в незамысловатых беседах с учениками этого младшего в нашей школе класса, подтвердилась известная истина: пятилетний человек, тое есть человек любого возраста, - это личность, любовно созданная, по индивидуальному, так сказать, проекту, и многоценная перед Творцом. Вот Дарья, именно Дарья, а не Даша / по ее собственному убеждению/ эта девочка с лицом не по-детски самоуглубленным и выражением незаурядного упорства.
Твое имя означает "победительница". Ты это знаешь? - спрашиваю я.
Да, - отвечает Дарья. - Я побеждаю… страх. Я уже не боюсь оставаться дома одна.
Маленькая Ксюша сообщает: "Когда мама и папа не знали Бога, у них все было плохо. А когда пошли в церковь, стали жить хорошо". И очень может быть - это ее, Ксюши, заслуга.
"Очень часто мы приходим в церковь с помощью детей, - говорит молодая
мама Ирина Лукеренко. - " Мы вначале просто идем за ними".
Ирина столкнулась с большими трудностями в воспитании своего сына Антона, который рос непослушным, эгоистичным. И вот, по его же просьбе она стала каждый вечер читать ему Детскую Библию. К удивлению своему заметила - мальчик стал исправляться. Ребенок сам показал путь к собственному исправлению!
Бывает иначе. Ольга рассказывает, что ее дочь в два с половиной года стала очень заикаться. Ей посоветовали причастить ребенка 40 раз подряд. С того времени она и стала регулярно ходить в храм. Сначала мало что понимала в православной жизни, а затем обвенчалась с супругом и вся семья возродилась заново. И это тоже типично - через болезни собственные и особенно детей люди приходят к Богу.
Елена , врач ультразвуковой диагностики, поняла, что она одна не сможет воспитать двух своих сыновей, что детей будет в гораздо большей мере воспитывать "очень сложный и порой страшный окружающий мир". Елена пришла в Церковь и в школу вместе с сыновьями. И какое же испытала счастье, когда семилетний ребенок после первого же дня занятий сказал: "Мама, мне так хорошо вот тут", - и положил ладошку себе на сердце. Подобных примеров, когда взрослых приводит в храм и к нам в школу беспокойство за судьбу детей множество.
Людмила подтверждает, что посещение школы стимулируют дети. (Ведь для них всегда больше делаешь, чем для себя.) И далее молодая мама рассказывает, насколько содержательнее стала жизнь ее детей: "После воскресенья они наперебой рассказывают, что у них было, что задали, у кого лучше учителя. В течение недели рисуют наш храм, дарят свои рисунки. Они стали лучше себя вести, лучше относятся друг к другу и окружающим. С ними стало интересно беседовать".
Уникальная ситуация возникла в семье Ольги. Ее младшая дочь однажды нашла в почтовом ящике листочки-воззвания от баптистов. Обнаружив, что там говорится о Боге, она написала по указанному адресу письмо с просьбой: "объясните, пожалуйста, моей маме, что детей надо крестить". Как известно, баптисты как раз детей не крестят. Но когда пришел ответ в виде книжки и билетов на елку, мама узнала о такой отчаянной просьбе дочери и сразу же повела детей крестить в православный храм, дабы предотвратить влияние сектантов. Ольга Курочкина преподаватель математики в средней школе, воцерковилась не сразу. О время тяжелой болезни прочла "Божественную комедию" Данте и вдруг ясно осознала, что надо идти к исповеди. Ее муж, убежденный был атеист, недавно принял крещение. Работая с детьми, Ольге постоянно приходиться говорить о добре и зле, о нравственных ценностях жизни. И ей удается это делать не стандартно, на духовном уровне, благодаря проповедям священников, церковному общению в целом, наконец - учителям Воскресной школы, которые, по ее словам, преподают "свое духовное состояние, свою веру". Тут раскрывается примечательный современный процесс: дети приводят в церковь взрослых, а те, обогащенные православной жизнью, затем возвращаются к детям со Слово Божиим.
Но побеседуем с детьми. Дима серьезно заявляет, что он решил быть священником. А здесь он очень рад встрече с друзьями. Малыш Саша, беленький и тоненький, как свечечка /ему и пяти не дашь,/ говорит, что непременно хочет стать спасателем. И вдруг неожиданно меняя тему, рассказывает, что мама и папа его не любят, бьют. И его взяла к себе бабушка. Она - самый лучший человек на свете, потому что молится и утром и вечером. И сейчас в церкви. "А знаете, что такое Церковь?" - вдруг таинственным шепотом спрашивает Саша. И тут же сообщает нечто сокровенное, словно только ему открывшееся, тихонько, на ухо, блестя родничками голубых глаз: "Церковь - это душа…"
Наше общение было прервано легкой потасовкой. Мальчики не поделили цветные фломастеры и схватились тузить друг - друга. Немедленно разняв драчунов, Наташа провела предельно краткий урок нравственного воспитания.
Если тебя обидели, что надо сделать?
Простить.
Правильно, а не отвечать тем же. А если ты обидели, что надо делать?
Попросить прощения, - отвечает второй участник конфликта. Таким образом - мир восстановлен. А наш голосистый колокольчик возвестил о конце урока.
ЧТО ЖЕ В ЭТОЙ ШКОЛЕ ДЕЛАЮТ ?
Когда смотришь на посещающих Воскресную школу подростков и старшеклассников, невольно думаешь: откуда же вы взялись, такие непохожие на большинство сверстников? Что оторвало вас от телевизора, компьютерных игр и дискотек? Как живется вам в нынешнем мире? Как воспринимаете вы каждодневную пропаганду самого вульгарного гедонизма, представляющего жизнь как некий комплекс удовольствий и услаждений? Как противостоите вы безбожной и безжалостной стихии, в которой совесть, ответственность перед ближним, перед Богом - либо пережитки, либо просто абсурд?
И вот в пред рождественский день занятий мы обратились с просьбой ко всем нашим учащимся от мала до велика / умеющим писать/ - возраст их можно определить как от пяти до семидесяти и старше, письменно, ответить на наши вопросы: кто вы? Почему пришли в Воскресную школу? Что в ней хорошо и что плохо?
Результат превзошел наши ожидания. Мы по-настоящему познакомились с нашими учениками через эти сочинения - краткие и развернутые, исповедальные и катехизические строгие, наивные и по-житейски мудрые, и все бесконечно искренние. Подростки чаще всего не многословны. Но признания их бывают чрезвычайно красноречивы. Как, например, "Мама меня привела сюда за ухо. Но мне здесь все нравится, кроме пения". Автор этой замечательной, на мой взгляд, записки предпочел остаться неизвестным. Как и некоторые другие: "Однажды папа спросил меня, хочу ли я пойти в Воскресную школу. Я сказала, хочу. Мне было очень интересно, что же в этой школе делают? Оказалось, тут учителя не ругают и не ставят плохих отметок. Когда приходишь сюда, становится легче на душе. Еще одна девчушка пришла к нам учиться быть кроткой и смиренной, вообще - " научиться жить ". Так же и ее одноклассник хочет освоить "науку жизни", чтобы знать, что делать в тех или иных обстоятельствах в соответствии с Законом Божиим. И далее замечает: "Учителя, ребята, библиотека - все здесь делается с добром. И очень много значит, что храм рядом. Прекрасный вид из окна". Вот и об эстетическом компоненте воспитания кратко и ясно сказано. Весьма содержательны и такие высказывания: "Я верю в Бога и хочу, чтобы меня не били и не ругали". Или - "я жду от школы духовного очищения".
Большинство авторов прилежно выписали свои имена и очень добросовестно постарались сказать о главном. Барташевич Юрий, Никанчик Дмитрий, Галаков Павел, Кедо Антон, Кононов Виталий говорят, что в Воскресной школе им интересно, что они познают Бога и учатся слушать Его. Приходят они сюда, как в родной дом. И для всех много значит красота храма: "как увидел, так захотел учиться".
"Любить Бога всегда нужно для человека, - пишет Камай Ольга. - Но к Богу нужен особый подход. И в Воскресной школе учат, как правильно читать молитву, что говорит тебе Бог. Это особенно нужно в наше трудное время". Примечательно, что так говорит ребенок, который никакого иного времени не знает. И это не повторение услышанного от взрослых, ибо девочка далее пишет, как она всегда хотела чистоты в мыслях, спокойствия, которому здесь сразу обрадовалась ее душа".
Почему-то устроители молодежных мероприятий, телевизионных программ для молодежи уверены, что тут совершенно необходимы бешеные рок - ритмы, усиленная до невыносимых децибелов громкость, безудержное мелькание изображений и световых эффектов, отрывистая резкость интонаций, слов, жестов, "хиповая" экстравагантность причесок и одежды.
И почему-то мало кто понимает и говорит о том, что все это разрушает психику, рождает нервозность и, вообще, потрафляя жажде удовольствий, воспитывает отнюдь не лучшие черты поведения и характера.
Но вот, оказывается, по крайней мере, часть подростков и молодежи просто не знает, куда деться от этой навязчивой и оглушительно-разрушительной "молодежной культуры"
Они "взыскуют тишины" и счастливы, когда у нас находят спокойствие, отдых для души.
Ведь как хорошо сказала Ольга Камай - "образовалась" ее душа. Наверное, необходимость такой духовной радости вдруг вырывается в словах: "Я хочу, чтобы Церковь жила долго-долго и чтобы в Воскресной школе всегда было очень много народа…"
И в то же время наши подростки вовсе не какие-то странные, не современные. Некоторые довольно полно говорят о типичных для их возраста занятиях и увлечениях. Андрей Коляда хорошо учится в 5-ом классе обычной школы, любит слушать музыку, играть в спортивные игры и многое другое. И признается: "Я вообще веселый человек, но, как все люди на земле, иногда грешу". Александра Гаврилова пришла к нам потому, что тут "учат быть добрыми". По ее мнению у нас очень весело и много хороших детей. Далее она раскрывает широчайший круг своих интересов: она ходит на рисование, на музыку, в бассейн и на бальные танцы, очень любит природу, животных, особенно собак, и еще - любит кататься на роликах.
Внешне наши подростки отличаются от многих сверстников тем, что не курят, не пьют, не сквернословят. А прочие, так сказать, беспорочные забавы и увлечения им совсем не чужды. В тех же сочинениях читаем: "увлекаюсь авиа моделированием, математикой и физикой /Николай/, нравятся уроки информатики, компьютеры, занимаюсь музыкой, играю на цимбалах и фортепиано, увлекаюсь точными науками /Андрей/. Или совсем по-детски: "люблю кататься на коньках и на санках, обожаю конфеты и разные сладости. "Я жизнерадостный, веселый и счастливый" /Илья/ "Я балованный. Иногда дерусь, но с братом уже почти не ссорюсь. Мне нравится здесь узнавать новое о моей религии".
Прекрасно, что многие пишут - "моя религия", "моя вера", "наша Церковь", относя эти понятия лично к себе, как нечто от себя неотъемлемое. А что плохо в нашей школе? - ответы удивительно единодушны: "плохо, что уроки только по 35 минут. Лучше бы по часу".
УЧИМ ЖИТЬ ?
Милая девочка Юлия Гузикова замечает, что преподавание в нашей школе очень отличается от обычной, а учителя здесь - "вожди и свет для заблудших". Ну, конечно же, Юлечка подняла нас всех уж слишком высоко, хоты и сказала это от чистого своего сердечка. И действительно, к нашим учителям дети относятся с трогательным обожанием, потому что они "добрые, вежливые, каких я никогда /неужели и правда "никогда"?! не видела, они не ставят плохих оценок и не кричат на детей" /вот уж истинная правда/, поэтому в школе "тепло и уютно, как дома". А Ульяна Белова пишет, что у нее "очень добрая, милая, нежная учительница", что тоже совершенно справедливо, ибо речь идет о Валентине Павловой. Уверена, что без всех этих ее свойств у нас не было бы столь милых и добрых спектаклей, как, например, "Морозко" на нынешнее Рождество 2001 года.
Но выделим главное, о чем поведали наши юные корреспонденты. Что же все-таки "делают" в нашей школе, быть может, несколько загадочной для незнакомых с нашей системой. Итак, если сказать кратко, детям до 12 лет у нас преподается предмет, называемый "Закон Божий". Преподается в полном соответствии с возрастными особенностями. Малышам - в процессе игры, рисования, пения. Особенно важно тут посещение храма, благословение священника, мерцание свечей, окропление крещенской водичкой, аромат ладана - все, из чего складываются незабываемые детские впечатления, о чем вспоминают взрослые с оттенком ностальгического восторга.
Начиная со школьного возраста, дети осваивают те же самые принципы христианского поведения и мышления на основе нравственных выводов из сюжетов Священного писания и жизни святых. Чем старше ребенок, тем более сложные возникают перед ним понятия и нравственные проблемы. И, наконец, после 12 лет наступает время основного нашего двухгодичного курса, в котором преподавание Закона Божия разделено на отдельные, составляющие его предметы: Священное писание, катехизис, литургика, нравственное богословие и история православной Церкви.
Теперь надо сказать, что "Закон Божий" для православного христианина - это и есть закон самой жизни, дающий всеобъемлющее понимание всего, что в мире вокруг нас и нравственного закона внутри нас. /Аналогично крылатому выражению Канта/. Это на своем уровне постигают и дети, и взрослые, и потому пишут, что пришли учиться жить.
И все-таки - неужели мы, учителя, уже научились жить, и осталось теперь преподать эту науку другим? Нет! И еще раз - нет. Мы совершенно так же, как наши ученики, мучаемся многими неразрешимыми вопросами, ошибаемся, впадаем во грехи, спешим к покаянию. Кроме того, получение определенной суммы знаний нашими учениками - не цель, а лишь средство разбудить душу. И тогда человеку с пробужденной душей сама мать-Церковь поможет разобраться в самом себе и в окружающей жизни. Люди приходят к нам потому, что мы знаем, чувствуем, хорошо видим направление движения в познании бытия и пути к преображению всего человека. Мы стараемся в меру сил, с помощью Божией продвигаться вместе со своими учениками по пути, открытому для каждого Господом нашим Иисусом Христом, Который Сам "есмь путь и истина и жизнь".
Впрочем, наши ученики сами очень четко определяют, что же они обрели для себя. "Я учусь в Воскресной школе уже третий год. Кто такой я? Я человек, которого создал Бог. Я состою из духа, души и тела. Бог наделил меня чувствами, разумом, силой воли. Он дал мне не только жизнь, но и свободу. Поэтому я мгу решать, что мне делать, плохо или хорошо, добро или зло. Я - это частичка всего, что создал Бог. Когда мы отрываемся от Него, мы погружаемся в беды. Мы причащаемся, чтобы избавиться от грехов и принять Бога", - пишет Малышевский Тарас. Меня изумила тезисная чистота и ясность его формулировок, каждая из которых может быть развернута в богословский доклад.
Одноклассница Тараса, школьница Елена Орловская пишет в иных выражениях, с мироощущением, безусловно, женским, лирическим.
"Многое в обществе меня настораживало, вызывало размышления над "вечными вопросами". И я умела находить ответы на них, тем более - чувствовать, что решение правильно. Теперь я могу помочь не только себе, но и окружающим. Жизнь обрела смысл, который всячески отвергал атеизм. Мои учителя, родственники, друзья говорят, что я меняюсь в лучшую сторону. Многие не могут понять, почему я не ругаюсь, не пью и не курю. Посещая Воскресную школу, я чувствую мир у себя в сердце. В школе, как в храме, царит неподдельная благодать Святого Духа. Наверное, не только я чувствую это".
Думается, оба высказывания дополняют друг друга. Оба дают ответ на вопрос о сущности и назначении Воскресной церковно-приходской школы. И исходит этот ответ от старшеклассников - аудитории достаточно сложной, ибо возраст этот более других подвержен соблазнам и вихрям враждебным. Порой, к счастью, действие этих соблазнов дает прямо противоположный результат, "от противного". Галина Наумовец пишет: "Страшно становится от безбожия. Я хочу слиться с церковным обществом. Здесь меня окружают прекрасные люди. В их глазах видишь много ласки, тепла, заботы о других. И, честно признаться, так хочется хоть чуть-чуть быть похожей на них".
Надо сказать, что молодежи церковно-православной у нас сравнительно мало. Встречаясь взглядом со множеством молодых людей видишь с тревогой, полное отсутствие духовной жизни в них. Пустота их глаз порой кажется страшной. Но те юные, которые есть у нас - личности совсем заурядные, способные своей еще не окрепшей волей, противостоять среде, в которой они живут. Они ищут общения с единомышленниками и находят его в Воскресной школе, как и в возникшем молодежном братстве. Тут уже создается иная среда жизни, способная и питать, и укреплять юных прихожан.
И вот, результат, о котором пишет наш ученик-педагог: "По опыту знаю, с подростками, которые хоть немного походили в Воскресную школу, можно решать вопросы нравственного характера. Их можно дозваться, достучаться. У них душа откликается на добро".
ПРИИМУ МЗДУ С ПОСЛЕДНИМИ...
Пригласил Господин работников на виноградник. За плату - один динарий. Некоторые пришли на работу с самого утра, другие - с середины дня, а иные - и к концу. И все получили равную, обещанную, плату. Вспомнили евангельскую притчу? Обыденное сознание возмущено - где же справедливость? Сознание христианское радуется, что в мире духовном правит не закон юридический /КЗОТ, к примеру/, а закон милости Божией.
Согласно же ему человек даже всю жизнь блуждавший в каких-либо лжеучениях или просто безумный, и обратившийся к Богу лишь подходя к концу земного пути, не будет отвержен Отцом Небесным, и приимет мзду с последними" - ту же награду, что и верующие с детства, с юности.
Есть у нас очень верная и прилежная ученица, она, как только увидела храм-палатку, с которой начиналось строительство, и при входе - объявление о Воскресной школе, сразу записалась. И самолюбие ее не восстало против того, что она, будучи ветераном труда, села за школьную парту вместе с детьми. Она была тогда, в 1995 году, единственной бабушкой, которая пришла к нам не ради внуков, а сама по себе. Это Валентина Александровна Сушинская, 1921 года рождения, инженер-строитель, награжденная многими правительственными наградами за восстановление старых белорусских городов после войны и строительство новых - Ново-Полоцка, Солигорска, Светлогорска. Была активным членом клуба самодеятельных художников, участвовала на выставках. Валентина Александровна всю жизнь уж очень любит учиться. И потому даже курсы водителей окончила и получила водительские права без всякой на то практической надобности.
И по сей день Валентина Александровна, кроме нашей школы, посещает еще университет "Здоровье" под руководством профессора Гулько Ивана Степановича. Как ни удивительно, но именно этот геронтолог преподал такие основы долголетия: во-первых, начать надо с очищения души покаянием, во-вторых, следует реализовать себя в творчестве, а в-третьих, надо за все благодарить Бога.
Надо ли говорить, что жизнь Валентины Александровны обернулась тяжелейшими своими сторонами. В 1941 году из студентки минского политехнического института она превратилась в беженку. И тут показала удивительную решительность и выдержку: под бомбами и обстрелами, не имея никаких медицинских навыков, сделала хирургическую операцию, которой был спасен молодой летчик. С 1945 года стала прорабом и командовала пленными немцами.
В день освобождения своего родного Бобруйска, когда фашистские войска в панике отступали, а наши наступали, она нашла глубоко затоптанный в песок православный крестик. На нем было написано "Спаси и сохрани". Все наши крестики пропали давно, - пишет Валентина Александровна, - и этот я восприняла как чудо. И я до сих пор ношу этот крестик, подаренный мне, наверное, Самим Богом".
Будучи совершенно неосведомленной в вопросах религии, она в 1994 году попала на лекции к "Адвентистам седьмого дня". Американский проповедник проводил их во Дворце культуры железнодорожников. Но когда дело дошло до крещения без креста, спохватилась: она ведь крещена в православной церкви сразу после рождения. Теперь со свойственным ей упорством Валентина Александровна постигает православную грамоту. Она уверена, что у нее есть чудесный Ангел-хранитель, который не раз спасал ее от неминуемой смерти, и "я бесконечно благодарна ему за всю мою недостойную жизнь", - завершает она свой рассказ.
"Недостойную жизнь" - это с точки зрения обязательного христианского осознания своего недостоинства в сравнении со святыми подвижниками веры и единственным безгрешным Богочеловеком. Мы же отдаем дань особого уважения нашим замечательным школьницам-пенсионеркам, которые находят у нас то, что искали всю жизнь.
Анна Смышляева пишет: "В 45 лет я тяжело заболела. И тогда вспомнила о Боге. Рядом поставили палатку. И я пошла из любопытства. Но с первого же посещения почувствовала такое душевное успокоение, что не ходить туда снова и снова я уже не могла. Теперь каждое воскресенье я жду с нетерпением. В школе настолько интересно! Мой духовный мир изменился. Я полюбила историю, которую не любила когда-то в школе".
Да, невзгоды, страдания часто приводят к Богу. Тем более, если они накопились за всю прожитую жизнь. Так "от отчаяния, от бед и несчастий, которые сопровождают всю жизнь" пришла к нам председатель Общества бывших несовершеннолетних узников концлагеря "Озаричи". Пенсионерка, назвавшая себя сестрой Анной пишет, что она первоклассница, постигающая первые шаги православия. Она читала дома Библию. А теперь поняла, что написано много прекрасных книг, но корень один - любовь. У нас в храме, в школе она нашла то место, где лечат сердце, измученное от невзгод и страстей. Сестра Анна упоминает о том, что она всю жизнь стремилась к лидерству, что ее активность всегда делала ее заметной, она была в центре внимания. Прожитые годы и болезни привели к переоценке ценностей. Анна полагает, что в Церковь ее привел муж - вернее, те страдания, которые он доставлял своим пьянством.
Старость лишает очень многого, что было самым главным и привлекательным в молодые годы. Часто сужается круг общения. Подчас человек становится мало интересен, со своими жалобами, болезнями и скорбями. Как часто слышишь - "стал никому не нужен"… Отсюда уныние, которое в старческом возрасте переживается особенно безысходно, если, дожив до седых волос человек остался безбожником. А тут самое бы время - когда житейские страсти отступили - вспомнить кому человек нужен всегда, в любом возрасте, в радости и в печали. Нужен он своему Создателю, Отцу Небесному. И тогда наступит время самого активного бодрствования, "воздвижения в делании", ибо надо использовать свой последний шанс на спасение души, на стяжание Духа Святого усердной молитвой и покаянием. И как надо торопиться совершить добрые дела, которые не успел сделать за прожитую жизнь. Тогда на уныние, а, возможно, и на болезни, просто времени не хватит! Все это хорошо поняли и так поступили наши пенсионеры.
Одновременно каждый раз, проходя по коридору в свой класс, я вижу и других бабушек, которые предпочитают около двух с половиной часов томиться, сидя или стоя вдоль стен в ожидании приведенных ими чад. Конечно, им сразу предлагали посещать взрослые группы, занимающиеся ровно в то же самое время. Но у них нет даже самого обыкновенного любопытства хотя бы заглянуть в классы, куда торопятся бабушки-ученицы.
Многие старики, глубоко укорененные в своем безбожии, а иные - в убеждении, что Бог всегда с ними и Церковь им ни к чему / это тоже очень типично, тем более, что убежденные атеистов остается ничтожно мало/, останавливаются, можно сказать, у порога Церкви, но так и не решаются войти. Не пускают заскорузлые стереотипы, самолюбие восстает против необходимости чистосердечной исповеди. И гремят, как лист ржавого железа, упавший с крыши, возмущаясь происходящим в храме, куда однажды заглянули, не входя дальше дверей. Или - вдруг решились войти и исповедующий священник слышит: "Ни в чем не грешна, никого не убивала, не крала, каяться не в чем…" При этом молодой батюшка пытается всеми силами вразумить, убедить в том, что это не совсем так, наконец, предлагает признать в себе грех неведения грехов своих. Иной раз - редко, правда - все вразумления оказываются тщетными. И человек уходит в недоумении: почему никто не восхитился его "святостью"? Вот тут и нужны обстоятельные и долгие разъяснения, для которых у священника нет времени во время службы. Для них есть уроки. Вернее, для взрослых у нас - не уроки, а скорей, беседы.
Безусловно, статус, престиж нашей Воскресной школы утверждается и повышается тем, что нравственное богословие, катехизис, литургику ведут священники и дьяконы. С ними всегда есть возможность обсудить проблему, задать вопрос. Но упомянутые, праздно сидящие в коридоре, вопросов не имеют…
В прошлых столетиях в православном государстве люди в подавляющем большинстве были уверены, что умереть без исповеди и причастия - это такая непоправимая трагедия, что и врагу, как говорится, не пожелаешь.
Тяжелейшую драму пережил перед своей кончиной Лев Толстой. Оказавшись на станции Астапово, он попросил сопровождавших его послать телеграмму в Оптину пустынь с просьбой вызова к нему старца Иосифа. По получении телеграммы в Оптиной был собран совет братии и решено в виду болезни старца Иосифа командировать в Астапово игумена Варсонофия и монастырского врача иеромонаха Пантелеимона. Но родственники так и не допустили их к умирающему писателю.
Истинно блажен, кто сумел придти к Богу, успел обратиться к Матери-Церкви хотя бы в свой "двунадесятый час".
Когда, окончив писать эту главу, я пришла на занятия одна из самых прилежных слушательниц Анна Ивановна Самоделова вдруг спросила, глядя своими ясными, по-детски доверчивыми глазками: "хорошо я Вам написала сочинение?"
Ну, конечно же, хорошо, - дорогая Анна Ивановна. А поделилась она своей болью за семью, за дом, где насмехаются над бабушкой - молитвенницей. Весь милый облик ее проникнут такой чистотой сердечной, о которой мы просим словами псалмопевца Давида:
"Сердце чисто созижди во мне, Боже, и двух правый обнови во мне…"
СЕРДЦЕ МОЕ СМЯТЕСЯ ОТ ЗЛА...
Самый многочисленный наш контингент взрослых - люди 25-24 лет. Врачи, юристы, экономисты, преподаватели, инженеры, рабочие…. Это те, кто находится в самой гуще мирской жизни, в разгаре трудовой деятельности. Люди в большинстве семейные, многие - имеющие и переживающие нелегкие семейные проблемы. Такие наши ученики, вернее, слушатели и собеседники, удивительно самоотверженны, так как посещают школу, будучи включенными в напряженный ритм жизни, часто - через невозможное. И это люди, наделенные глубокой и интенсивной духовной жизнью, любознательные, благодарные…
Безыскусная простота и чистосердечность - не только в глубоких и обстоятельных размышлениях, какими полны их сочинения, но и в таких трогательно кратких откровениях, какое, например, получили мы от Аханьковой Ирины, что работает продавцом: "Как узнала о Воскресной школе, так бегом побежала записываться прямо от ларьков с фруктами и рыбой" Ведь заставило же что-то "бегом бежать"!
Многих, очень многих в Церковь и к нам в школу - наверное, уже очевидно, что мы существуем только в полном единстве - приводит страдание, смятение сердца. И это совсем не случайно - страдание попускается Господом ради нашего вразумления и оказывается полезным. "Наши души плачут, - пишет Лариса Прохорчик. - Не было душевного покоя и прежде. А в последние годы, когда со всех сторон на нас хлынули потоки грязи и лжи, смятение настолько поразило душу, что иногда стало казаться, будто живешь в каком-то нереальном мире. Семь лет назад я пришла в Церковь. Каждый приходит к Богу своим путем и в свое время. Кто-то может быть, в последние мгновения своей жизни с ужасом узнает, что Бог есть. Лучше узнать об этом раньше. Вера спасает душу. Все становится с головы на ноги. Может быть, всю оставшуюся жизнь мы будем искать дорогу к Спасителю. Но мы видим свет впереди и изо всех сил будем стремиться к этому свету.… Все стало одновременно и проще и сложнее. Проще, потому что очень четко определились все критерии, ценности жизни. Сложнее, потому что очень многое надо в себе подавить заставить себя думать и делать как надо. Вместо этого поступаем наоборот. В Воскресную школу я пришла вместе с пятилетней дочерью. Двух старших приведу тоже. Каждый раз иду сюда, как на праздник, здесь только душа отдыхает и успокаивается. Сама атмосфера напоена отрадой и тишиной. Кто знает, сколько еще отпущено нам благодатного времени. Нельзя терять ни минуты, за все спросится. И за детей с меня спросит Бог".
Многие наши замечательные корреспонденты констатируют "человека в современном мире окружает полное растление - наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, вседозволенность. Все эти "удовольствия" неизбежно вызывают скорби и страдания. Некоторых они и приводят в храм Божий".
В прошлом году окончил наш курс, а сейчас работает в алтаре Алесандр, юноша с удивительно чистым и ясным лицом. Я и подумать не могла, что он уже прошел через ад наркозависимости. И теперь Саша абсолютно уверен, что обычная жизнь в миру для него гибельна. Исцеление было дано только Церковью. Он рассказал, что группа таких же, как он создала небольшую монастырскую общину, которую опекают сестры милосердия из Новинок. У них есть небольшое хозяйство неподалеку от Минска. Коровку нам подарили" - говорит Александр. И так это естественно и трогательно, что корову он - человек, очистившийся от скверны, назвал ласкательно.
Сердце человеческое начинает болеть и страдать от собственных грехопадений. И их, видимо, бывает необходимо пройти, чтобы и у сильного / "крутого" / мужчины сердце затосковало по жажде очищения. Отсюда и начинается дорога к храму, о чем и написал нам Сергей Кривонос. Он окончил в 1991 году Радиотехнический институт, затем расширил свое образование познаниями в области юридических наук и финансов. Наконец, стал совладельцем крупной фирмы. Ничего не скажешь - удачливый предприниматель. Многие, наверное, могли бы позавидовать. "Была бурная жизнь: пьянство, разврат". И вот внутри себя человек начинает испытывать дискомфорт, от которого не знает, как избавиться. Он начинает общаться как бы со "своим" Богом. "И, как ни странно, это общение стало расти. Я все больше ощущал нехватку чего-то такого, чего я никак не мог понять. Затем это чувство стало перерастать в гнетущее состояние. Появились раздражительность, гневливость, даже злость, которые только усиливали эту угнетенность. Я не знал, как избавиться от этих новых "друзей". И вот однажды просто я решил сходить в храм. Откуда это - я не могу сказать. Это решение было неожиданным для меня самого. Родители, друзья - все неверующие. Я начал читать маленькие протестантские брошюрки, которые заказывал через интернет. Но они оставляли ощущение пустоты. Я стал регулярно ходить в церковь и однажды прочитал объявление о приеме в Воскресную школу. Записался. И теперь я понял - Церковь и православие, которое дается в школе - это то, что я искал. И, кроме того - я могу теперь приобщить к Церкви моих детей. Надеюсь, они- то уж не будут, как я метаться, а обретут для себя единственно верный путь".
Олейник Евгений Иванович тщетно обращался к разным врачам, чтобы избавиться от алкоголизма. Убедился, что невозможно справиться с проблемой в одиночку. Теперь он твердо знает, что помогает в этом только Бог. И вот он уже четыре года не пьет. Правда, появилась другая проблема - крестник-подросток оказался склонным к неблаговидным поступкам. "Вот мы два "трудных" и пришли в Воскресную школу",- заключает свой рассказ Евгений Иванович.
К сожалению, весьма редко сами страдающие алкоголизмом люди обращаются за духовной помощью, которая в такой беде единственно эффективна. Многие семьи страдают, жены годами слезно вымаливают своих мужей, со стоической кротостью несут этот тяжкий крест, не теряя надежды на спасение спутника жизни, обычно - отца своих детей. Тут бы по мирскому обычаю - заклеймить да выгнать супруга, который в алкогольном бреду глумится над семьей, бесчинствует. Да ведь верующей душе до боли жалко погибающего больного и душой и телом человека. Ни блудники, ни пьяницы "царствия Божьего не наследуют". А "претерпеть до конца"… - сколь тяжко знает лишь терпящий.
Люди не верующие часто прибегают к кодированию. Но приходилось наблюдать, как эта оккультная практика деформирует личность. Человек, действительно, перестает пить, но пьянство заменяется гневливостью, подозрительностью, жадностью или какими-либо другими пороками, либо по прошествии некоторого времени возобновляется с большей силой и с необратимыми уже последствиями. Почему все это так трудно? Потому что борьба тут идет с самим ненавистником и губителем рода человеческого - дьяволом. Наркомания, алкоголизм - это его сети, его владения. Поэтому без Бога человек бессилен в этой брани. Как и в столкновении с разрушительным влиянием оккультизма, у которого повелитель и руководитель тот же.
Люди очень легко "улавливаются" сначала простым любопытством /соблазнительно быть свидетелем чего-либо чудесного/, посулами моментального исцеления от тяжелых болезней или, что еще опасней - перспективой реализации собственных выдающихся способностей/ как непременно убеждают/ на ниве целительства, ясновидения или еще каких-либо явлений, называемых паранормальными. На гордость уловить человека легче всего. Ничто иное, а именно гордость - будете как боги! - привела ко грехопадению первых людей. Так соблазнилась несколько лет назад наша Дубенко Елена Кондратьевна. Испытала его заманчивое погружение в оккультные, то есть дьявольского происхождения, чудеса. Результат не замедлил сказаться - тяжелое психическое заболевание, Новинки. "Далее было боязливое, - как выражается Елена, - чтение Закона Божьего, частично Библии. Но тьма не отступала. Веры не было и теория не усваивалась. Наконец, Божией милостью встретила верующего человека, которая и ввела в жизнь Церкви. Я устремилась к знаниям о православной вере. И тут мне открылся новый мир и понимание того, в какой тьме я жила".
Корреспондент, назвавшая себя Ниной пишет, что была далека от Церкви. Когда сильно заболела и не нашла помощи в медицине, обратилась к экстрасенсам, искренне полагая, что они от Бога. В результате заблудилась настолько, что начались страшные явления. Мучения были невыносимы.
Нас, православных, такие признания не удивляют. Мы хорошо знаем, что мир невидимый, окружающий нас, самый близкий и доступный при сравнительно небольших усилиях грешного человека - это мир бесовский, мир "духов злобы поднебесных", который всегда рад поначалу чем-то одарить к нему обратившихся, чтобы затем затянуть в адские бездны уже при жизни - к паническим страхам, психическим болезням и, наконец, к самоубийству. Нам дано величайшее благо. Наша телесная оболочка является надежной оградой, защищающей нас от чувственного восприятия всего ужаса, зла и уродств этих падших духов. Видеть же мир Божественный, полный света и любви, дано видать тем, кто постоянным очищением, неустанной молитвой, подвижничеством всей жизни уподобился Самому Христу, то есть стал "преподобным", как Евфросинья Полоцкая и другие святые, в земле нашей просиявшие.
Мы же, если даже что-то нам привиделось, должны молитвенно повторять, что недостойны никаких видений. Но множество экстрасенсов, целителей, действующих под вывеской "народной медицины" полагают, что они- то очень даже достойны. И иногда не осознавая того, или, напротив, совершенно сознательно пользуются услугами бесовскими.
Упомянутая Нина, не зная, как спастись от своих невыносимых мучений, вдруг, неожиданно для себя самой побежала в храм. И тут только ей все объяснили - от кого исходила "помощь" и какие она могла дать результаты. "Постепенно, но очень зримо, - пишет Нина, - я стала ощущать помощь Божию и любовь Его. Я вернулась к нормальной жизни. И теперь я точно знаю, что только Бог и Его Церковь спасают людей. И на все происходящее в жизни смотрю с точки зрения православия".
Почему именно православия? Не помогут ли иные, так называемые, "конфессии"? А не замечали ли вы, уважаемый читатель, что когда человек рождается, умирает или погибает - тогда более 80% нашего народа, в том числе и атеисты, и коммунисты, не рассуждая, обращаются в Православную Церковь? Значит, есть на то какая-то неопровержимая хотя и таинственная причина? Да, таинственная. Потому что истинность и сила этой Церкви - в ее Таинствах, постигаемых сердцем. Почва же сердечная подготавливается, рыхлится знаниями. Поэтому правильно говорит будущий юрист Алексей Мосесов: "нельзя верить в Бога, не зная, как правильно верить в Него". И молодой врач Владимир Южин с ранней юности посещающий церковные службы, пришел в воскресную школу, чтобы постичь глубинный смысл молитв, возгласов, - и внешних атрибутов и всего устроения Церкви, которая правильно славит Бога. А потому она умеет правильно и принять в мир входящего, и проводить отходящего, и спасти человека от верной гибели.
ДУХОМ ТВОИМ СВЯТЫМ ИСЦЕЛИ
"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…", - говорит нам Евангелие. А есть ли среди нас здоровые, если понимать состав человеческий как единство духа, души и тела? Цветущий, спортивного типа человек порой может быть крайне убог. Наверное, можно счесть одним из самых здоровых людей известного тренера Эдуарда Малафеева, который полагает, что без Бога, без молитвы не будет никаких побед, что спортсмен должен быть верующим, иначе с ним и работать трудно. Это неожиданно выяснилось в обширном телевизионном интервью, в котором как ни старался ведущий журналист увести Малофеева от темы веры, тот упрямо возвращался к ней вновь и вновь. Он, кстати, сказал, что крещен Василием. Но если и Эдуард-Василий постоянно обновляет в себе благодать Божию церковными таинствами, тем необходимее они людям более слабым.
Я приведу почти полностью замечательное, исповедальное сочинение, которое обозначило типичные вехи многих на пути, который ведет к храму. Его автор - преподаватель русского языка и литературы Тамара Владимировна Кукушкина. В молодости своей она добросовестно изучала марксизм. "Он покорял своей логикой и стройностью. Настораживало только, что все, связанное с жизнью человека не находило себе места в этом учении. Уверенность в существовании мира, отличного от нашего, материального, пришла благодаря знакомству с учением "Живой этики" Рерихов. Но спустя некоторое время, я почувствовала, что книги эти плохо читаются, после них очень неуютно и холодно в душе. И почему-то болят глаза. Я оставила чтение и стала знакомиться с различными философиями и религиями. Это наполняло ум, но не душу. Православие давно чем-то влекло меня к себе. Во время туристической поездки в Пюхтицкий монастырь, я почувствовала неудержимое желание перекреститься на золотые купола собора. Я начала задумываться о смысле своей работы, - продолжает Тамара Владимировна. - Чему я учу детей? Я уже чувствовала, что не все делаю, как надо. Но как именно "надо" - я не знала.
Наверное, я еще долго бы сомневалась и мучилась, если бы не стечение - случайных, казалось бы - очень тяжелых обстоятельств. Муж потерял работу. Заболели серьезно дети. Не ладилось у меня на работе. В доме, казалось, поселилась смерть. Было мрачно, тяжело, умирали птички, рыбки в аквариуме, вяли цветы. Я переживала такое состояние, будто заживо похоронена. Ни струйки свежего воздуха, никакой радости, никакой надежды впереди. И главное - совершенная несвобода: нельзя было ничего предпринять во внешнем мире, чтобы во внутреннем не стало еще хуже. Однажды ночью / я совсем перестала спать/ вдруг подумала: наверное, мне надо сходить в церковь. И стало радостно от одной этой мысли. Но еще не скоро, только через полгода, когда терпеть стало совсем невмоготу, меня отвела в храм моя ученица, теперь она преподает в Воскресной школе. Был субботний вечер, шла прекрасная праздничная служба. Я шла за моей юной ученицей, прикладывалась ко кресту, к иконам и чувствовала, как светлеет у меня на душе, как сердце заполняется радостью и теплом.
С тех пор я часто, почти каждый день стала приходить в храм. И мое прежнее тяжелое состояние ко мне больше не вернулось. Ни на миг! Более того, прошли хронические боли в позвоночнике. Совсем! Понемногу поправились дети, нашел хорошую работу муж. Улучшились и наши с ним отношения. Наверное, каждый знает, какой теплой волной прокатывается в сердце радость, когда входишь в храм.
Вдыхаешь аромат ладана, видишь дорогие лики на иконах, чувствуешь особое тепло - тепло людской молитвы и Божией любви.
Теперь мне хотелось со всем миром поделиться радостью своего открытия. Но как? Что знала я сама? Что было у меня, кроме сугубо личных переживаний? Кроме того, эта радость омрачалась тем. Что мы, пришедшие в храм в последние годы, испытываем мучительное раздвоение: наша работа, увлечения - все это осталось само по себе, а вера - отдельно. Я читала, что интерес к искусствам нашего гибнущего мира - это грех. Как же мне тогда быть? Оставить работу? В моей новообращенной душе это тяжело осознается. Очень важно в нашей религиозной жизни найти место тому главному и лучшему, что было до храма. Надо определиться в своем отношении к истории, к другим религиям, к науке и философии, к искусству. Ведь невозможно жить в скрытом противостоянии всему миру. Именно за этим я иду сейчас в Воскресную школу и очень радуюсь, если нахожу возможность, благодаря преподавателям, еще что-то из окружающего меня мира включить в свою жизнь, не кривя душой честно называя себя православной христианкой".
Теперь, по прочтении тетрадных страничек, написанных ровным ясным почерком, я думаю, какой удивительно тонкой души этот человек.
Вот хотя бы упоминание ею книг "Живой этики". Сразу почувствовала холод и - отвратило. В отличие от меня, которая как раз этим учением увлекалась довольно долго, наверное, незаметно теша свою гордость. Ведь сторонники его становятся эдакими "живыми светильниками", "факелами во тьме". Стыдно вспомнить. Теперь разобраться в такой философии помог замечательный православный публицист Андрей Кураев.
Далее Тамара Владимировна описывает ничто иное, как вразумление Божие. Как помочь духовно одаренному человеку? Было бы в ее жизни непрерывное благополучие, она ограничилась бы интеллектуальными упражнениями - познанием разных направлений философии и религий. А получилось, что надо было спасаться от смертельной тоски. И вот проводником к этому спасению явилась юная ученица, не отягощенная ни марксизмом, ни какими-либо иным мудрствованиями.
И, наконец, в размышлениях Тамары Владимировны ставится чрезвычайно острая для большинства из нас проблема. Эта проблема взаимоотношений между мирской и церковной жизнью, Сразу замечу: нельзя сказать, что ее кто-то решил совершенно и полностью. Она каждодневно нависает над всеми церковными православными людьми /тут я не говорю о монахах - это не моя компетенция/ и требует своего решения в каждом конкретном случае.
ЛЮБИ БОГА, И ДЕЛАЙ, ЧТО ХОЧЕШЬ
Суровы слова Нового Завета о том, что "дружба с миром есть вражда против Бога". Не менее сурово предупреждение - "до ревности любит дух. Живущий в вас…" Ревнива та часть нашего существа, которая принадлежит Богу. Поэтому когда человек подавляет, убивает свой дух жизнью бездуховной, наступает расплата в виде алкоголизма, наркомании, желания самоубийства. Ведь это дух протестует.
Церковь с миром не слиянна. Ее неотмирность начинается с архитектуры храмов, она - в каждом церковном предмете, в облачениях священнослужителей, в торжественной выразительности / тоже неотмирности/ церковно-славянского языка - языка, ничем не загрязненного, не изуродованного жаргонами, грязными словами. А в мире всегда было, а сейчас еще больше того, с чем призвана воинствовать Церковь земная.
Эта Церковь, воинствующая /в отличие от "небесной, торжествующей"/ фактически находится среди мира. И в этом мире христиане всегда и во всех условиях призваны подавать пример любви не только к единоверцам, но ко всем людям, в том числе - обижающим, проклинающим / иначе, чем мы отличаемся от язычников?/, бескорыстной помощи, самоотверженного служения честным трудом людям, Отечеству. А это все мир, светская жизнь, от которой монахи в обителях не могут спрятаться, а нам и подавно некуда деться. И надо работать в мире, отдавая "кесарю кесарево", и необходимо находить формы общения и взаимоотношений со множеством людей не православных. Не церковных, не верующих.
Не означает ли это той самой двойственности жизни, о которой говорит Тамара Владимировна? Тут лучше всего вспомнить слова Блаженного Августина /5 век по Р.Х./: "люби Бога и делай, что хочешь". В этом суждении можно найти ключ к отношению православного человека к миру. Если человек способен любить Бога, / а это совсем не просто/, он во всех делах своих, мыслях, чувствах призывает Его, всегда старается понять и творить волю Его. И тогда в этой истинной своей Божественной свободе, он не сделает ничего мерзкого. Тогда человек будет любить мир сам по себе, а в его Божественной красоте, как воплощение премудрости Творца, любить людей, образ и подобие Божие, любить жизнь человеческую, потому что в ней действует промысел Божий и потому что Господь любит ее. Он лишь не сможет принять системы мирских ценностей и будет строить свою жизнь, руководствуясь ценностями Царствия небесного, которое "внутри нас есть".
Еще одна проблема - отношение к культуре и науке, к искусству. Хорошо сказано, что с самого рождения своего "христианство одевалось в эллинские одежды". Оно пришло в мир языческий. Но это был мир высочайшей материальной культуры и развитой философии. "Учителя вселенские" Василий Великий и Григорий Богослов получили образование в афинском университете, основанном на достижениях языческой науки и художественной культуры. Да, христианство пришло не в дикую пустыню, а на прекрасно обработанную и плодородную почву. Именно на эти нивы сошла благодать Духа Святого. И мир языческий стремительно превратился в мир христианский, давший всходы на два тысячелетия вперед.
Все искусство Древнего мира служило божественным началом жизни /в понимании "божественности" на уровне определенного времени/. Христианское искусство средник веков было целиком направлено к идее Единого Бога. Искусство Нового времени разделилось: на духовное и светское, душевное, пробуждающее "чувства добрые". Особенно русское искусство через свою теплую душевность умело восходить и к высотам духа. Вспомним Александра Иванова и Василия Сурикова, Николая Гоголя и Федора Достоевского. Да мир пушкинских образов проникнут духом евангельской истины. Не зная православия, нельзя познать глубины русского искусства и литературы. Так разве можно, Тамара Владимировна, Вам уходить с работы?
Искусство 20-го века породило множество несуразностей - искусство абстрактное, без-образное /то есть безобразное/, которое можно, скорей, назвать антиискусством. К концу века появилась такая категория как "эстетика безобразного", что по извращенному смыслу равносильно сладкой соли или соленому сахару. Но все, что не естественно, что извращено, происходит от одного источника - противника Бога, дьявола и его прислужников, через людей, ими одержимых. И, конечно, искусство развращающее, разрушающее душу - оно душевредно. Но интерес к нему может быть разный - услаждающий или профессиональный. Так умирающий где-нибудь на улице человек может привлечь внимание зевак, а может - врача, спешащего поставить диагноз, спасти. Искусство в точности отражает духовно-нравственное состояние общества. И, думается, знать, понимать его необходимо, дабы меньше впадать в ошибки и меньше получить травм на скользких и ухабистых дорогах бытия.
Наверное, всегда нося в себе сознание "неотмирности" Церкви Христовой, не надо жить в конфронтации с миром. Много прекрасного можно, необходимо, включить в круг православной жизни.
br>
ДОРОГА, ЗОВУЩАЯ В ПУТЬ
Который раз я перебираю, перечитываю эти ставшие для меня бесценными листочки, написанные нашими слушателями, собеседниками. Большинство взрослых людей пришли в Церковь и в Воскресную школу за исцелением "израненной души и больного сердца". Ирина Рудая, когда рассталась с мужем и оказалась одна с детьми, пережила такое состояние, когда земля уходила из-под ног. Валентина Фель задается вопросом, как помочь мужу обратиться к Богу?
Мы знаем, что верующая жена освящает всю семью. И через это постоянное молитвенное освещение нередко и мужья приходят в храм. Во всяком случае, мужчин на службах сейчас стало неизмеримо больше, чем лет пять-десять назад.
Ефременко Лариса, глядя на безрадостную семейную жизнь своих сестер, решила не выходя замуж родить дочку. Но девочка- то получилась капризная, непокорливая, стала изводить любящую и ласковую мать. И тогда, исстрадавшись, она поняла, что даже ее маленькая семья не будет счастливой без высшего покровительства. Пришла она вместе с пятилетней своей строптивицей в Воскресную школу. Говорит, что постепенно в девочке проявляется страх божий и совесть.
Тяжелые испытания и болезни побудили Татьяну Демченко искать смысл жизни и смерти, смысл всего сущего. И вот второй год для нее каждое воскресение - это день праздника, ее день: утренняя литургия, а затем школа, радостная встреча с прихожанами и преподавателями. Пишет, что "на многое открылись глаза. История православия стала открытием. А недавно, - завершает свой рассказ Татьяна Георгиевна, - после 30 лет совместной жизни мы обвенчались с мужем и он тоже стал ходить в храм".
Но вот другая судьба. У Марии Ивановны Крот заболел муж. "После тяжелой операции мы с ним пошли в первый раз на исповедь и причастие. Состояние было тогда удивительное: груз упал с плеч и душа пела. Муж мой умер. Я молюсь о нем…" Человек успел причаститься - и это уже надежда и радость. Так даже в трагедии ухода спутника жизни вера зажигает свет, не дает погрузиться в уныние, зовет осиротевшего человека жить дальше, осмысленно и полноценно. Одно лишь посещение Воскресной школы стало для Марии Ивановны неисчерпаемым кладезем неведомого ранее.
Пуренков Александр воспитывался, как пишет, человеком бездуховным. Своевольная и бурная жизнь вела к гибели. "Но желание жить оказалось сильнее. Исполнив первые же рекомендации священника, почувствовал себя лучше. И вскоре открылась новая, неизвестная, таинственная, познаваемо-непознаваемая дорога, зовущая в путь…"
Виктор был честным коммунистом, "много лет потерял напрасно и хочется сейчас хоть немного наверстать упущенное. Только в воскрсение уходишь от мира и жадно впитываешь все, что дает Церковь и школа". А вот сумбурное сочинение на многих страницах - это творчество нашего Пети /так его зовут, может быть, потому, что он всегда старается развеселить людей/. Он рабочий, честно сознался, что в школе учился на двойки и тройки. С юности стал кинологом, воспитывал служебных собак с особой любовью, о чем написал очень трогательно. А в заключение назвал всех, кто его окружает в церкви звездами невероятной яркости, которые "приносят такое нежное тепло, что только при виде их я согреваюсь и молюсь Богу".
"В моей жизни наступил такой момент, - пишет Марченко Елена Викторовна, - что ничего не радовало, не хотелось жить, казалось, кто-то шепчет мне: упади с пятого этажа и все будет кончено. Теперь я точно знаю, что меня спас Бог. Я нашла смысл жизни.
Без Бога человек никогда не станет лучше, добрее, никогда не научится любить людей. Теперь, когда бывает очень тяжело, я знаю, куда идти, где найти ответы на мои вопросы и получить помощь. Воскресная школа - это свет, тепло, добрые люди, которые принимают тебя такой, какая ты есть, ничего от тебя не требуя и отдавая свое время и знание".
Тарасенок Мария Алексеевна, отправляя старшего сына в армию, чтобы помочь ему служить, прочитала Библию. Теперь она пишет письма сыну о том, как стать добрее в этом мире. Уроки же, по ее словам настолько интересны, что "я со слезами возвращаюсь домой".
Думается, читая эти строки, мы становимся свидетелями самого процесса духовного очищения, преображения человека. Именно преображение, восстановление в человеке образа Божия - это главный нерв, смысл церковной жизни.
Студентка Ирина страдает от своих мыслей, поступков, чувств, боится, что не умеет исправляться, не умеет любить, со страхом думает, что когда-то скажет ей Господь: "не каждый, говорящий мне, Господи! войдет в Царствие небесное. А по сему - отойди от Меня. Я тебя никогда не знал…" Девушка пишет: "Я очень хочу, чтобы все- все, кому я сказала "люблю" были вечно счастливы. Друзья, родители, родственники". Другая студентка, ее подруга, признается, что чувствует себя грязной и плохой. Но зато имеет огромное желание стать лучше и больше, больше знать.
Сколько искренности и чистоты / хотя человек называет себя "грязным"/ в этих словах. Люди учатся верить, любить, стремятся к преображению своего существа, верно угадывая, что это есть путь православной жизни.
Валентина Чивилева - верный наш слушатель, - говорит, что каждый урок дает ей знания о том, кто мы. Она осознала, например, что история православия - это история нашего народа. "Меняется мое отношение к людям, к событиям и ситуациям жизни. Вера и знания помогают по-новому осознавать людей и себя в этом мире и жить в радости".
"Жить в радости" - научиться благодарить Бога и за лишения, за скорби и болезни, находить сначала наощупь путь к радости и, наконец, жить в нескончаемой радости во всей симфонии бытия - это и есть жизнь с Богом, жизнь преображенного человека.
|