Каплицу одного из крупнейших храмов Европы украсили панно белорусских студентов
Rорреспондент БЕЛТА беседует с заслуженным деятелем Беларуси, профессором, заведующим кафедрой монументально-декоративного искусства Белорусской государственной академии искусств Владимиром Зинкевичем
Мозаики студентов Белорусской государственной академии искусств недавно украсили каплицу крупнейшего православного храма в Польше. Скажете, мелочь? Отнюдь: создание мозаики - длительный и трудоемкий процесс, при котором, в отличие от работы над картиной, нельзя повторно накладывать краски. Задача еще больше усложняется, если предстоит создать панно для церкви: мастер должен "выключить" творческое начало, строго следовать канонам. Насколько сложно было воспитанникам академии воплотить с помощью мелких кусочков смальты (материал, из которого выкладываются мозаики) свои замыслы? Об этом корреспондент БЕЛТА беседует с заслуженным деятелем Беларуси, профессором, заведующим кафедрой монументально-декоративного искусства Белорусской государственной академии искусств Владимиром Зинкевичем.
- Как родилась идея создать мозаики?
- Мой давний друг генеральный консул в Белостоке Михаил Алексейчик обратился на кафедру с просьбой создать четыре мозаики для церкви Святого Духа: "Богоматерь с младенцем", "Спаситель", "Святой мученик Гавриил" и "Афанасий Брестский". Министерство иностранных дел Беларуси оперативно оказало информационную и визовую поддержку нашим людям, работавшим в Польше. Хочется поблагодарить также и Министерство культуры, которое пропагандирует белорусскую монументальную школу.
Церковь Святого Духа - самый большой православный храм в Польше и один из крупнейших в Европе. Он может вместить около 2500 верующих, его высота - 50 м, общая внутренняя площадь - 2250 кв.м. Внутренне убранство и архитектура церкви наводит на мысли о языках пламени, что связано со Схождением Духа Святого на апостолов. Храм имеет два этажа, его верхняя часть украшена фресками, выполненными по древним византийским канонам.
- Кто участвовал в создании панно?
- Пять лучших студентов кафедры монументально-декоративного искусства - три девушки-четверокурсницы и два парня-третьекурсника - начали работать над эскизами в феврале нынешнего года. Каждый студент на протяжении трех месяцев разрабатывал свой проект, который утверждала кафедра. Я обсуждал с представителями белостоцкой стороны возможности доставки материалов.
Конечно, за ребятами были закреплены кураторы - высококвалифицированные сотрудники кафедры, которые следили за работой и направляли старания студентов в нужное русло. Ведь если бы им дали возможность творить, они непременно отошли бы от церковных канонов, а это привело бы к необратимым последствиям. Все дело в том, что, создавая мозаики для церкви, ни в коем случае нельзя импровизировать, творческое начало автора должно отойти на второй план: работа, в которой нарушены церковные каноны, не может быть принята, даже если она бесплатная. Создание панно - это большая ответственность, и мне приятно, что молодые люди подошли к поставленной задаче серьезно.
- Получается, что во время работы студенты жили в Белостоке? А как же учеба?
- Нет, работа проходила в стенах академии: сами понимаете, жить в Польше три месяца, содержать там студентов - это немалые затраты, да дело ведь и не только в деньгах. В академии у нас под руками все инструменты, и многое из того, что мы имеем, просто невозможно купить в Польше: местные мастера заказывают их за границей. А если прибавить к стоимости материалов еще и стоимость работы, цена одной такой мозаики может доходить до $2 тыс. Сами понимаете, церковь такими средствами не располагает.
- Расскажите о том, как проходила работа.
- Для начала нужно было съездить в Польшу и снять там эскизы мозаик, затем из мельчайших кусочков смальты выложить панно на картоне - лицо, одежду, фон. Причем все это делается на идеальной плоскости - стекле. Такой способ создания мозаик называется обратным: рисунок выкладывается по эскизу, а когда все готово, заливается цементной массой особого приготовления. Она застывает два-три дня, а потом, когда работу переворачивают, с той стороны, где было стекло, получается идеально ровная поверхность. В результате возникает не просто эффект мозаики в привычном понимании, а иллюзия приглушенного блеска и фактуры даже не камня, а гобелена или ковра.
Есть еще способ работы напрямую: в специальную форму нужно залить цементную массу, на которую сразу же накладываются камешки. В течение 6-7 часов, пока цемент не застыл, автор должен полностью выложить фигуру. Это самая древняя техника, характерная для римской и византийской мозаики, она является наиболее сложной и трудоемкой в исполнении. Поэтому такой способ требует прекрасной подготовки, им пользуются только профессионалы.
- Кажется, все так просто. А почему панно создавалось так долго - три месяца?
- Почему три месяца? Потому что даже если вы проявите чрезвычайное желание сделать это быстро, ничего не получится. Создание мозаики напоминает разминирование. Это очень осторожный путь, когда ты медленно, но верно подгоняешь камешек к камешку. Особенно это касается мелких деталей. Здесь не как в живописи, где ты не ограничен временным циклом и можешь накладывать на картину краски снова и снова. Создавая панно, входи в образ или не входи, требуется колоссальное время, чтобы качественно выполнить работу. Тем более если это, как в нашем случае, сложные изображения святых ликов, довольно объемные по размеру - 70 см на 1 м. Кстати, размер кусочков смальты, которую специально рубили очень мелко, порой доходил до 3-5 мм (чаще всего рисунки выкладываются более крупной смальтой, например 1 см х 1 см. - Прим. БЕЛТА). Поэтому ребята проделали серьезную кропотливую работу по созданию образной пластики.
- Работа студентов оплачивалась?
- Академии оплатили расходы на материалы. Студенты согласились сделать все бесплатно, потому что понимают: не только деньги рождают большую культуру. Понимаете, труд во благо - он всегда очень тихий, а работа ради денег привлекает внимание. Я всегда говорю, что, если по тротуару пролетит консервная банка, все непременно оглянутся. А что дает этот полет консервной банки, непонятно никому. В то же время тихий шепот листвы воспитывает духовно.
- Были опасения, что панно не доедут до места назначения, расколются по дороге?
- Нет. Мозаики, заключенные в металлические обручи, поместили в специальные упаковки. Это было сделано для того, чтобы при торможении машины от панно не откалывались кусочки, чтобы не образовались трещины. В общей сложности четыре мозаики весили около 550 кг.
- Как восприняла работы белорусов белостоцкая публика?
- Реакция была восторженной. Совместными усилиями этот проект получился качественным и профессиональным. Когда выполняешь такого рода работу, существует определенная настороженность: одно дело - что ты можешь создать мозаику, а другое - как воспримет результат твоей работы местное население. Все-таки это другая художественная школа. И нам было приятно, что профессионализм белорусских мастеров был оценен по достоинству.
Открытие церкви состоится примерно через полгода. Надеюсь, наши студенты смогут присутствовать на церемонии. А вообще сотрудничество Польши с академией будет иметь продолжение, и возможно даже, что в церкви Святого Духа скоро появятся внутренние росписи белорусских авторов.
БЕЛТА
|