Мы христиане?
... Для тебя отворятся
Жертвой Бога врата,
Надо лишь постараться
Жить по правде Христа.
Эта правда в терпеньи,
Пожигающем грех.
Жизнь твоя, как ступени:
Хочешь — вниз, хочешь — вверх.
Из книги М.Гусарова
«Праздничные загадалки».
Христиан становится на земле все больше и больше, а истинных поклонников Христа все меньше и меньше. О вере разговоров все больше, а деятельной жизни по вере, внутренней борьбы со страстями — все меньше. Истинная духовная жизнь подменяется прямо ей противоположной — исканием душевных наслаждений.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Священное Писание свидетельствует, что христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к откровенному учению Божию; они начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь: в этом настроении и направлении займутся развитием своего падшего естества для удовлетворения всем поврежденным и развращенным требованиям и пожеланиям души и тела. Разумеется: такому направлению Искупитель, искупивший человека для блаженной вечности, чужд».
Когда мы последний раз делали что-то богоугодное: посещали больных, заключенных, раздавали милостыню?
«Иной думает о себе, а иной и говорит о себе, что он любит ближнего, а когда дело коснется помощи ближнему — например, нужно в долг денег дать, или нищему подать, или странника позвать к себе в дом, накормить, напоить, утешить и упокоить его, — так и сердце назад поворачивается от ближнего; не мил становится, а часто и взгляд противен, и сердце говорит только: проходи себе, проходи, любезный, мне до тебя дела нет... Знакомый или родственник больной лежит — навестить, побеседовать не хочется; в беду, напасть кто впал — как-то сердце его чуждается; в счастье был друг, а в несчастье — нет. Вот вам и любовь к ближнему, как к себе самому...
Если так будем жить, то уже, верно, вечного блаженства нам не заслужить «за то, что... не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2:10)», — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Это внешнее благочестие. А внутри все хорошо ли? Можем ли не осудить в душе ближнего? Не позавидовать? Не возмутиться? Не заглядеться на красивое лицо? фигуру? одежду? Мы предаем Христа и нарушаем заповеди в наших сердцах, мыслях, желаниях и устремлениях десятки, а может и сотни тысяч раз за день. Помните детскую сказку: «Что быстрее всего на свете? — Мысль». В одну секунду можно столько всего надумать! Многие ли из нас могут если не пресечь греховную мысль, то хотя бы искренне сокрушиться о таком своем расположении?
Что принципиально отличает нас от новомученников? Вот одна из характеристик отца Василия (Рослякова): «Требовательность к себе у него была предельная: никаких компромиссов, ни малейшего самооправдания... он очень был чутким к голосу совести...»
Что значит «жить как перед Богом»? Как все время ощущать на себе «всевидящее Око». Нам это не доступно. А святые могли:
«Порою, когда стою в храме, — пишет Оптинский новомученик иеромонах Василий, — душу охватывает ощущение присутствия Божия... Угодники Божии (на иконах) смотрят не на лицо мое, а только на сердце... Скверные мысли мои, страшась святых взоров, куда-то скрываются и перестают терзать меня. Сердце, воспламеняясь огнем собственной порочности, разгорается огнем сокрушения...»
И еще пишет отец Василий в своем дневнике:
«Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием... Почему нам так трудно читать Евангелие? Господь отвечает не на вопрошение уст, а на сокрытые помыслы сердца...»
Литература
• Арх. Лазарь (Абашидзе). Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2008.
• Монах Лазарь (Афанасьев). «Оптинские были». М: Сибирская Благозвонница, 2008.
|