На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Просвещение / Публицистика

Анна Северинец
журналист белорусского женского портала Velvet.by

Правда о белорусских священниках

Бывают такие события, которые делят жизнь человека на «до» и «после».

Иногда борозда, разделяющая судьбу, бывает глубокой и четкой, иногда – еле заметной, но в любом случае семена, брошенные в эту борозду, всегда дают всходы, а потом и плоды.

Бывают такие места, в который разломы происходят чаще других, места, в которых человеческие судьбы становятся рыхлыми, легкими, как только что окученная грядка, где в потревоженные комья залежалой земли начинает поступать кислород.

Жировичи дважды избороздили мою жизнь.

Первый раз – когда я повезла туда школьников на экскурсию. Несмотря на свой махровый атеизм, я, молодая незамужняя учительница, на всякий пожарный случай попросила у нерукотворной иконы Жировицкой Божьей Матери себе здоровенького ребеночка.

Через 10 месяцев у нас родилась Женька.

Второй раз я попала туда после полускандальной записи в собственном блоге о церкви и священниках, после которой властная рука главного редактора портала VELVET схватила меня за атеистический воротник и буквально вышвырнула из каменных минских джунглей в жировицкую благодать.

Я и раньше много думала о церкви, религии, Боге и прочих теологических категориях: богоискательство это неизбежный спутник каждого мало-мальски интеллигентного человека.

Но вот что интересно: «до» мне попадались только церковные сорняки, а вот «после» – щедрые плодовые деревья.

Меня крестил в 14 лет ужасный рыжий поп – сначала он долго вычитывал моей бабушке за то, что она потревожила его и заставляет крестить приезжих девиц, потом он, не глядя на нас и позевывая, свершил обряд и отпустил нас восвояси.

А здесь я встретила совсем других священников: они побросали все свои дела (а их у служителей церкви, оказывается, очень и очень много, от регулярных служб и таинств до элементарной покупки гвоздей на ремонт церковных врат), внимательно слушали мой глуповатый лепет по поводу «корыстных церковников», задумывались, обстоятельно отвечали, спорили между собой – они были очень живые, очень интересные и очень уважительные собеседники.

Мне частенько встречались корыстные и златолюбивые попы, не брезговавшие ни огромной платой за отпевание годовалого ребенка, ни продажей всяких необязательных крестильных принадлежностей, ни присвоением чужого имущества.

А в Жировичах я увидела настоящих подвижников:

один из них бросил тепленькое местечко преподавателя семинарии и уехал в забытый богом деревенский приход – служить по-настоящему тем, кому особенно нужен;

второй, сильный проповедник и талантливый преподаватель, отказался от переезда в Москву, в теплую большую столичную квартиру и мажорный приход – потому как Москва – это соблазн, а жировицкая квартирка с удобствами во дворе – это необходимое испытание.

Раньше я была твердо уверена в том, что все мужчины, которых я знаю – хорошо воспитанные и академически образованные люди, ну а то, что они стулья за обедом женщинам не отодвигают и руку при выходе из автобуса не подают – так это, извините, барство, бывает только в кино и классических книжках.

Жировичские священники своим поведением разрушили этот стереотип до основания: таких безукоризненных манер я не видела даже в кино.

Это было, повторюсь, безукоризненное мужское поведение – вежливое, внимательное, уважительное и надежное.

Мы вошли в редакцию студенческого журнала «Ступени» – все семинаристы встали с нашим появлением, и пока мы не устроились в креслах со всеми своими сумочками, зонтиками, косыночками и юбками, никто из них не сел.

Чаю? – и мальчики отодвигают стулья, чтобы нам было удобнее садиться, наливают чай, аккуратно его подают (официанты в минских ресторанах не выдержали бы конкуренции!), подвигают к нам вкуснющую выпечку – у них, между прочим, строгий пост, и сами они вежливо прихлебывают пустой чаек.

Собрались уходить – перед нами открывают дверь, пропускают вперед, осторожно ведут по коридорам, предупреждая о ступеньках.

И уж особенно встрепенулось мое сердце, когда в поиске аргументов в споре один из священников обратился к коллеге «Вот кто для тебя твоя жена?» – и второй священник, прояснев лицом, ответил: «Жена? Моя жена – жизнь моя».

Оказывается, и в современном мире такое бывает.

Началось все, собственно, с трапезной.

За обедом, пока я судорожно делала соответствующее лицо, чинно и благородно отведывала яства и старалась ни в коем случае не водрузить локти на стол (ибо в такой приличной компании это казалось мне совершенным моветоном), батюшки завели легкую беседу, эдакий классический table-talk.

Через пять минут все присутствующие покатывались со смеху.

Байка от отца Георгия:

«Как-то у нас случилось происшествие – один из монахов ночью залез на колокольню, только-только оснащенную по примеру католических храмов новенькими билами (металлическими дощечками до-ре-ми-фа-соль), вырвал неправедные била и утопил их в пруду. Вот сидим мы так же здесь за обедом с гостьями – студентками университета. Вдруг распахивается дверь – и в трапезную врывается один из наших семинаристов:

Слышали? Сегодня ночью отец Амвросий в пруду била утопил!

Девчата в ужасе:

Какого Билла?

Семинаристы, нисколько не смущаясь:

Да вот, приехал к нам на днях из Америки паломник один, Билл. Ходил, смотрел, да и начал всякую ересь проповедовать… Ну, отец Амвросий не выдержал и утопил его в пруду…

Девочки, испуганно:

И что теперь будет отцу Амвросию?

Семинаристы, спокойно:

Да что ему будет? Да ничего! Он же его не так просто утопил, а за ересь…»

История от отца Александра:

«Один из наших семинаристов ходил не в нашей строгой одежде, а в светской, да какой – желтые брюки, канареечная рубашка, высокие ботинки… Настоятель остановил его однажды в коридоре и спрашивает:

Ну, и когда ты уже начнешь ходить как положено?

Семинарист, гордо подняв голову, отвечает:– Зачем мне как положено? Бог меня и так поймет!

Настоятель спокойно выслушал и сказал в ответ:– Бог-то тебя, конечно, поймет… Но, может быть, и ты понял бы Бога?»

И снова отец Георгий:

«Как-то перед Пасхой один из прихожан пожертвовал приходу на празднование 300 долларов. Я долго думал, как их употребить, наконец, решил: привезу я в свою деревню фейерверк! Красиво, по-современному, старушки мои когда еще салют настоящий увидят! Съездил в Минск, выбрал – хороший, безопасный, красивый, дорогой, с любовью подбирал. Службу отслужили, крестным ходом прошли, вот уже прихожане потянулись из храма – и тут салют! Женщины как закричат, как всполошатся, бегом назад в храм :

Батюшка, там огонь над крышами!Перепугались не на шутку…»

Вот каких священников я встретила в Жировичах:

Отец Георгий (Юрий Рой).

Высокий, молодой, немножко бородатый – он служит в деревенском приходе, а там без бороды никак, не солидно.

У него намечалась блестящая карьера в семинарии (умница, настоящий академический ученый, энциклопедически начитанный, увлеченный), но он выбрал другой путь – его приходу несколько сотен лет, он изучает его историю, собирает архивные документы, ремонтирует храм, возится с проблемами прихожан совсем как с проблемами собственных детей, которых у него двое.

К Богу он пришел, по его словам, потому, что без Бога вряд ли справился бы с собой, своими желаниями и страстями.

Говорят, что живет он небогато: в комнате стол, настольная лампа и горами в шкафу книги.

И этот человек отдает триста долларов на пасхальный фейерверк для прихожан…

Отец Павел (Сердюк).

Его дорога в церковь, пожалуй, самая заковыристая: он был обычным студентом минского технического ВУЗа, со всеми свойственными студенту пороками и недостатками, играл в ВИА разухабистый рок, не творил себе кумиров и плевал с высокой колокольни на любые авторитеты.

А потом встретил девочку – глубоко верующую. Желание разговаривать с любимой на одном языке, жить ее жизнью, быть с ней рядом во всем – наверное, именно это заставило Павла бросить РТИ, поступить в семинарию.

В результате он нашел свое признание в жизни. И выбрал трудный путь приходского священника – сейчас он строит храм в одном из районов Минска и растит четверых деток.

Отец Александр (Болонников).

Самый строгий – такой настоящий, традиционный православный священник, с пронизывающим взглядом и суровым выражением лица.

Не меняя этого сурового выражения, он уморительно шутит и хохмит: «Прежде, чем реформировать наш жировицкий журнал, вам придется реформировать меня».

Это он не уехал жить и работать в Москву – потому что с соблазнами священникам приходится бороться гораздо чаще и жестче, чем нам, обычным людям.

Было это так. Отца Александра – проповедника, организатора, и преподавателя – пригласили в один московский приход. Храм, престижный приход, хорошая квартира, хорошие знакомые и влиятельные покровители – словом, пик карьеры и полное материальное благоденствие. Ну, и служба, нелегкий, скажу я вам, труд.

А в Жировицах у отца Александра – комнатушка, жена и ребенок, только холодная вода и никакого благоустройства. Крепко-крепко задумался отец Александр. Долго думал – больше месяца. И не выдержал – пошел к митрополиту рассказывать: так, мол, и так, такое вот вышло мне предложение, благослови.

А митрополит спрашивает о работе в редакции «Ступени». Тот еще раз: вот, мол, храм, приход, квартира… Митрополит начинает обсуждать проблемы семинаристов. Тут уж отец Александр замолчал. Помолчали оба. Владыко глянул на него и сказал: «Что, отец Александр, велик соблазн?» «Ох, владыко, велик…» «Бороться надо с соблазнами. Дело делать надо.»

И пошел отец Александр домой к матушке, к своему дитю, к студентам — бороться с соблазном. И делать дело. Поднимать семинарию. Читать проповеди. Одним словом – служить.

Отец Павел (Бубнов).

Есть такие люди, в которых с первого взгляда чувствуется так называемая порода – наследие нескольких поколений интеллигентов, чудом уцелевших в исторических мясорубках.

Вот отец Павел – из этих людей. Сын большого ученого, родившийся, как говорится, «с серебряной ложкой во рту», и променявший благосклонный от рождения мир на скромные Жировицы.

У таких людей есть одно замечательное свойство – они неизбежно делают благородным все, к чему прикасаются: чинные, безупречные семинаристы, выпускающие журнал «Ступени», академически содержательная наша беседа в инспекторском кабинете, и дом – своими руками, при помощи каких-то остатков плитки, штукатурки и краски, они с женой за несколько лет буквально преобразили полуподвальные катакомбы, доставшиеся им в качестве служебной квартиры.

И стала мне приоткрываться… может быть, и не истина, но что-то очень на нее похожее.

Вдруг я вспомнила, что и священничество, как все в нашей страшной и тяжелой истории, было когда-то вырезано и вытоптано, а те, кто остался – прошли мучительный путь от собственного страха и желания спрятаться до невиданных высот несломленного духа.

И тут не до церкви – человека бы в себе не потерять.

И ведь только теперь те семена доброго и вечного, которые торопливо и тайно бросали христианские великомученики советских лет в выжженную землю – только теперь они начинают давать всходы, иногда слабенькие и больные, а иногда – крепкие, сочные, настоящие.

У сегодняшних священников – нелегкая жизнь: они сегодня отвечают перед нами «за себя и за того парня», за того недоброго, скрытного, корыстного, надменного попа, которыми по злому умыслу советских идеологов полна была церковь прошлого века. И они отвечают – потому что по призванию своему берут на себя чужие грехи.

Кому многое дано – с того многое спросится. Но они не рассказывают, как им трудно – они с участием и вниманием слушают мои светские разглагольствования о Боге и вере, обстоятельно и подробно отвечают, задумываются, спорят, соглашаются – служат, служат мне, нам, – и Богу.

Я по-прежнему не знаю, есть ли Бог, или все это – самоуспокоительные выдумки слабого рода человеческого.

Но то, что в церкви есть удивительные люди, самоотверженно служащие, мучительно борющиеся со своими грехами и соблазнами, и тихо, без помпы и хвальбы, меняющие к лучшему наш несовершенный мир – это я теперь знаю точно.

VELVET.BY

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым