На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Просвещение / Публицистика

Татьяна Гурьянова

О церковных службах (из встреч с игуменом Ефремом)


Скоро наступит Великий пост. Службы Великого поста отличаются от повседневных церковных богослужений. Неоднократно на службе повторяется молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего», которые Русская Православная Церковь рекомендует добавить в повседневное молитвенное правило на время Великого поста: «Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот должен стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего»..*

10 февраля Православная Церковь празднует память преподобного Ефрема Сирина (373-379), учителя покаяния, автора известного покаянного шестопсалмия. А вот что говорил по поводу Шестопалмия и о том, как следует относиться к богослужению, игумен Ватопедского монастыря Святой Горы архимандрит Ефрем. В день Ангела отца Ефрема размещаем его беседы с монашествующими, преподавателями духовных школ и студентами.

Сейчас многие хотят перевести богослужения Русской Православной Церкви на родной и понятный всем язык: церковно-славянский перевести на русский. Какова Ваша точка зрения на это?

Этот вопрос во второй раз слышу в Беларуси. Во-первых, человек, если немножко постарается, может уже понимать древний язык. Потому что перевод церковных текстов не легкое дело: трудно передать все смыслы, которые там содержатся. У нас тоже так было: почивший архиепископ Афинский попробовал, и апостольское чтение на Литургии читали на новогреческом. Расположение у него было хорошее, но мы, cвятогорцы, сначала с ним не согласились. И, действительно, через несколько месяцев архиепископ сам был вынужден эту практику упразднить.

Я думаю, что православное богослужение — это не рациональное, умственное служение, а, во-первых, сердечное. Если какую-нибудь частицу или глагол не поймем, это значит, что-то серьезное потеряли. И, кроме этого, есть молитвы, части службы, которые не слышат верующие в храме.

То есть, во-первых, в богослужениях мы участвуем сердечно. У меня была одна бабушка, верующая, но вообще необразованная. И эта безграмотная женщина говорила: «Если, сын, не пойду и не послушаю утром шестопсалмие (это часть утренней), тот день не считаю днем». И сейчас, когда уже стал монахом, я думал: «Что она, будучи безграмотной, понимала из шестопсалмия?». А знаете что: чувствовала благодать шестопсалмия. Это же не урок в университете или в школе, который должны слушать, как преподавателя. Не забывайте, что там, на службе, каждый молится по такому образу, как никто другой ни в каком в другом храме во всем мире. У каждого свой способ молитвы к Богу. И даже если чего-то не понимаем на службах, будем молиться сами. И достигается этим цель богослужения литургии. Какая это цель? Не наизусть выучить тексты, а цель — чтобы мы вкусили благодать Святого Духа. И эта благодать доступна и для безграмотного и малограмотного, и для образованного, для того, у кого много докторских диссертаций.

з встречи отца Ефрема со студентами и преподавателями Витебского государственного университета).

Есть ли разница, и какова польза чтения житий святых на русском и церковно-славянском языках?

Не думаю, что есть большая разница. Имеет значение то расположение, с которым будем читать.

Литургию хотят перевести на белорусский язык, на русский. Правильно ли это?

Эта тема правящей Церкви: как решит Церковь. По-моему, у вас существенных проблем в этом нету: так или иначе — вы понимаете, что говорится. Нет у вас проблем.

з встречи в Полоцком Спасо-Евфросиньевском женском монастыре).

Отец Ефрем, как Вы относитесь к сокращению богослужения?

Иногда священники сокращают службы, говоря, что устал народ. Но первые, кому надоели службы — это сами они. Надо рассуждение и внимание. Лучше, чтобы мы приходили с опозданием, чем сокращали саму службу. Этим сокращаем и унижаем аскетический образ Церкви. Стояние на ногах, поклоны — все это аскетическое выражение служения Богу.

Скажите, пожалуйста, нужно ли заставлять детей стоять в храме, и с какого возраста?

Если маленькие дети, не мучайте их – не приводите с начала службы. Нужно рассуждение. Когда мать 2-3 летнего ребенка его на 3-х часовую службу приводит, то для него это мучение. Дети больше часа не могут стоять. С семи лет немного больше могут. Но не заставляйте никогда. Всегда действуйте убеждением, а не понуждением. А мальчиков приучайте, чтобы прислуживали в алтаре. И так как там играют, развлекаются, шутят – и время проходит быстро.

з встреч архимандрита Ефрема с преподавателями литургики, уставщиками, регентами, чтецами, пономарями, иконописцами) ______________________

* По материалам статьи «О Великом посте» (http://www.patriarchia.ru/db/text/86929.html)




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым