О церковных службах (из встреч с игуменом Ефремом)
Скоро наступит Великий пост. Службы Великого поста отличаются от повседневных церковных богослужений. Неоднократно на службе повторяется молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего», которые Русская Православная Церковь рекомендует добавить в повседневное молитвенное правило на время Великого поста: «Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот должен стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего»..*
10 февраля Православная Церковь празднует память преподобного Ефрема Сирина (373-379), учителя покаяния, автора известного покаянного шестопсалмия. А вот что говорил по поводу Шестопалмия и о том, как следует относиться к богослужению, игумен Ватопедского монастыря Святой Горы архимандрит Ефрем. В день Ангела отца Ефрема размещаем его беседы с монашествующими, преподавателями духовных школ и студентами.
— Сейчас многие хотят перевести богослужения Русской Православной Церкви на родной и понятный всем язык: церковно-славянский перевести на русский. Какова Ваша точка зрения на это?
— Этот вопрос во второй раз слышу в Беларуси. Во-первых, человек, если немножко постарается, может уже понимать древний язык. Потому что перевод церковных текстов не легкое дело: трудно передать все смыслы, которые там содержатся. У нас тоже так было: почивший архиепископ Афинский попробовал, и апостольское чтение на Литургии читали на новогреческом. Расположение у него было хорошее, но мы, cвятогорцы, сначала с ним не согласились. И, действительно, через несколько месяцев архиепископ сам был вынужден эту практику упразднить.
Я думаю, что православное богослужение — это не рациональное, умственное служение, а, во-первых, сердечное. Если какую-нибудь частицу или глагол не поймем, это значит, что-то серьезное потеряли. И, кроме этого, есть молитвы, части службы, которые не слышат верующие в храме.
То есть, во-первых, в богослужениях мы участвуем сердечно. У меня была одна бабушка, верующая, но вообще необразованная. И эта безграмотная женщина говорила: «Если, сын, не пойду и не послушаю утром шестопсалмие (это часть утренней), тот день не считаю днем». И сейчас, когда уже стал монахом, я думал: «Что она, будучи безграмотной, понимала из шестопсалмия?». А знаете что: чувствовала благодать шестопсалмия. Это же не урок в университете или в школе, который должны слушать, как преподавателя. Не забывайте, что там, на службе, каждый молится по такому образу, как никто другой ни в каком в другом храме во всем мире. У каждого свой способ молитвы к Богу. И даже если чего-то не понимаем на службах, будем молиться сами. И достигается этим цель богослужения литургии. Какая это цель? Не наизусть выучить тексты, а цель — чтобы мы вкусили благодать Святого Духа. И эта благодать доступна и для безграмотного и малограмотного, и для образованного, для того, у кого много докторских диссертаций.
(Из встречи отца Ефрема со студентами и преподавателями Витебского государственного университета).
— Есть ли разница, и какова польза чтения житий святых на русском и церковно-славянском языках?
— Не думаю, что есть большая разница. Имеет значение то расположение, с которым будем читать.
— Литургию хотят перевести на белорусский язык, на русский. Правильно ли это?
— Эта тема правящей Церкви: как решит Церковь. По-моему, у вас существенных проблем в этом нету: так или иначе — вы понимаете, что говорится. Нет у вас проблем.
(Из встречи в Полоцком Спасо-Евфросиньевском женском монастыре).
— Отец Ефрем, как Вы относитесь к сокращению богослужения?
— Иногда священники сокращают службы, говоря, что устал народ. Но первые, кому надоели службы — это сами они. Надо рассуждение и внимание. Лучше, чтобы мы приходили с опозданием, чем сокращали саму службу. Этим сокращаем и унижаем аскетический образ Церкви. Стояние на ногах, поклоны — все это аскетическое выражение служения Богу.
— Скажите, пожалуйста, нужно ли заставлять детей стоять в храме, и с какого возраста?
— Если маленькие дети, не мучайте их – не приводите с начала службы. Нужно рассуждение. Когда мать 2-3 летнего ребенка его на 3-х часовую службу приводит, то для него это мучение. Дети больше часа не могут стоять. С семи лет немного больше могут. Но не заставляйте никогда. Всегда действуйте убеждением, а не понуждением. А мальчиков приучайте, чтобы прислуживали в алтаре. И так как там играют, развлекаются, шутят – и время проходит быстро.
(Из встреч архимандрита Ефрема с преподавателями литургики, уставщиками, регентами, чтецами, пономарями, иконописцами)
______________________
* По материалам статьи «О Великом посте» (http://www.patriarchia.ru/db/text/86929.html)
|