На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
0 / 0
0 / 0

Инна ГАРМЕЛЬ

Селу — нести свой крест…
Разговор со священником из глубинки о страстях души современника, вреде бездумного подражания и спасительной красоте

У ХРАМА в Сарье, что на Верхнедвинщине, собирают камни. Точнее, складывают — наводят здесь красоту! Радовать глаз будут целых два фонтана… Хотя и так, попав в этот живописный уголок на самой «макушке» Беларуси, удивляешься, насколько хорош все-таки отчий край! Когда приложишь руки да обустроишь место, где живешь… А скоро, заверили меня энтузиасты, именно сарьянские красоты привлекут в тамошние края туристов — белорусов и зарубежных гостей. Посмотреть им есть на что. Храм Успения Пресвятой Богородицы, территория вокруг которого сейчас благоустраивается, когда-то построил пан Лопатинский. В память о горячо любимой, но рано ушедшей жене... Красота архитектурного шедевра хорошо дополняется легендой о любви и верности. Не случайно, видимо, председатель Верхнедвинского райисполкома Игорь Маркович задумал такую «фишку» для Сарьи — живописного агрогородка, где стремятся семейные устои укреплять. В этом году на Верхнедвинщине провели первый слет православной молодежи. В следующем — эстафету в этом деле от райцентра подхватит Сарья… А и вправду — не призадуматься ли о душе современного сельчанина, особенно молодого? Какие страсти терзают деревенского человека, в чем находить ему опору? Искать ответы на эти непростые вопросы мне помогал отец Василий СТРЕХА, настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы в Сарье.

Вот вы, отец Василий, печетесь о красоте, затеваете разговоры серьезные, мероприятие традиционное хотите в Сарье «прописать»… Но не ощущаете ли, что стучитесь в глухую стену? Ведь не секрет, с той же семейно-демографической ситуацией на селе не все ладно? Если прежде семья деревенская была крепкой и спаянной, то теперь есть случаи социального сиротства, нередки гражданские браки. Государству и церкви приходится решать нелегкую задачу…

…сохранять нацию! Сделать сарьянскую округу территорией без разводов? Хорошая мысль. И не только в здешних местах, но и во всем районе улучшить демографию, повлиять на деревенские нравы в духовном плане. Пришло, к сожалению, такое время. А что делать, коль действительно мы как-то упустили момент появления чужого, заимствованного из западного, европейского образа жизни — тех же гражданских браков, например? Что получили взамен? Духовный вакуум, пустоту. Свободу отношений, которые легко начинаются и столь же бездумно заканчиваются. В начале июля, в День семьи, любви и верности, посвященный святым Петру и Февронье Муромским, мы на Верхнедвинщине попытались заговорить о трудных вопросах, социально-нравственных проблемах. Если слет станет доброй традицией, он не превратится в дежурное мероприятие, нет!

Скажите, а разве укреплять сельскую семью можно только через веру? Я, например, человек неверующий…

Стоп! Неверующий или атеист? — Скорее атеист…

Вот-вот, очень существенное уточнение! Атеист отрицает существование Бога, но при этом все равно верит во что-то. Человек не может не верить — тогда он теряет опору…

Демографическая ситуация в глубинке… Как бы вы ее оценили? Мне кажется, где-то присутствует отказ от исконных устоев жизни по-крестьянски.

Соглашусь, есть в глубинке подобные примеры. И это куда тревожнее, чем безденежье, устаревшие технологии в сельхозпроизводстве. Такая ситуация с духовностью небезопасна для будущего белорусского села.

Но почему такое вообще стало возможным — угроза распада традиционной сельской «ячейки общества»? Отчего «процветают» те же гражданские браки? С другой стороны, искоренять их, препятствовать свободному выбору человека — не выход, ведь правда?

Вспомните: еще когда мы с вами были детьми, в деревнях женщине стыдно рожать, если не замужем. Случись такое — ЧП местного масштаба! Но спустя десяток-другой годков и все — пошло-поехало... У свободы есть обратная сторона. Да, нам стал доступен западный образ жизни. И взялись мы его азартно копировать. Забыв, что уровень развития общества, в том числе и духовной зрелости, там гораздо выше. Европейцы ведь не переживали таких потрясений, как развал большой страны. Они ходят в храмы, между прочим, активнее белорусов. Почему же стремимся перенять стиль жизни в каком-то одном, не типичном для наших традиций, аспекте? Судите сами: два человека в деревне, живя в незарегистрированном и неосвященном церковью союзе, чувствуют себя свободными от многих обязательств…

Но человек — не животное! Его поведение, основанное на эгоизме, еще в городе, быть может, не так бросается в глаза. Но на селе все и всё на виду! По-моему, именно свободные семейные отношения переворачивают деревенскую мораль с ног на голову.

Ну, и как вам находить контакт с паствой, у многих представителей которой сместились духовно-нравственные ориентиры? Легко ли достучаться до заблудших душ?

А кто сказал, что они безнадежны? И какой человек может с уверенностью утверждать: мол, я живу правильно, безгрешно, учитесь у меня?! Ярко выраженная относительность — черта, наиболее присущая нынешнему бытию. Когда-то великому Леонардо да Винчи понадобился натурщик для образа Спасителя. Молодой, красивый, с ангельским лицом. Нашли такого. Но для фрески нужен был также Иуда. Человек, который продает Христа… Натурщика под образ лицемерного персонажа помощники Леонардо нашли в одной из ночлежек. Человека, с которого, как выяснилось позже, художник не так давно писал… Христа. Путь от высокой точки до самого дна нынче короток. Потому как жизнь ускоряется стремительно. Так и белорусская деревня: она еще в духовно-моральном смысле несовершенна...

Церковь должна подсобить сельчанину?

Именно! Кто как не сельский священник подскажет, что жить в гражданском браке – значит, обрекать себя на своеобразную одностороннюю семейную сцепку? У меня был разговор с одним молодым человеком. Он признал, что видит прямую выгоду для себя, живя с женщиной без венчания. «Не устроит как сексуальная партнерша — сменю на другую», — так и заявил.

Это, по-вашему, откровенный цинизм или просто до предела обостренный прагматизм?

В определенной степени — цинизм. Проблема ведь в том, что нет у таких людей желания жить по-другому. А есть только поиск максимальной выгоды для себя. Парадокс: только уровень жизни поднимается, рождаемость падает. Белорусская деревня тут не исключение, увы.

Наверное, общество потребления, «проникшее» и на село тоже, не нуждается в укреплении себя же за счет увеличения рождаемости?

Материальное благополучие — палка о двух концах. Сейчас даже деревня, не говоря про город, поднялась на определенный цивилизационный уровень. Глянешь — через двор авто, другие блага. Казалось бы, можно строить оптимистичные прогнозы?

А вот и нет! Заметила: в какую деревню ни приедешь, везде главной местной проблемой назовут «зеленого змия»… — В городе, что, пьют меньше? Вряд ли… Сомневаюсь, что и в храмы там люди чаще ходят. Бутылка или обретение Бога в душе? Что выбрать, решает сам человек…

Но всегда ли, выбирая храм, искренне туда стремится? Нет ли и здесь поиска какой-нибудь выгоды?

Не может быть такого, чтобы, придя в храм, не вынес оттуда ничего в духовном смысле. Жажду элементарную утоляешь водой, а жажду веры — приходом в церковь. Некоторые сельчане, оказавшись возле нашего храма, потрясенно говорят: «Какая у вас тут красота!» Значит, что-то зашевелилось в душе?! Хотя, по-моему, современному сельскому человеку еще придется немало преодолеть — главным образом, душевную леность и нежелание идти по жизни на жертвы, а не только искать удовольствий.

Жизнь православного человека — предпочтительнее, нежели пьяный угар. Беспокоит меня то, что иные из сельчан берут на вооружение принцип «ничегонеделанья». Спрашиваю у прихожанина: «Почему не венчаешься, ребенка не крестишь?» А в ответ — дескать, поживу, посмотрю. Становится обыденной фраза: «Зачем венчаться, если нельзя потом разводиться?» Между тем гражданские браки не укрепляют демографию села. Дети рождаются у матерей, официально числящихся одиночками. И тут выгода: детское пособие ведь побольше. Но рождаемость поднимать в Беларуси нужно именно за счет укрепления традиционной семьи!

Проблема еще и в том, что современный деревенский человек во многом зациклен на работе. Но не будем скрывать: условия труда не всегда на высоком уровне. А от человека все равно требуются трудовые свершения. Он пребывает под прессингом. Может, стоит обратить внимание на него самого?

Все мы несем по жизни свой крест. Я вот тоже в каком-то смысле ниву засеваю. Духовную… И тоже жду хорошего урожая! Но в целом крест, который несет деревня, тяжел вдвойне. Ей надо и самой выжить, и страну накормить. Чтобы сдюжить, поднапрячься нужно!

Вы говорите, следует отрезвлять село, бороться как-то с «зеленым змием»? Да, в идеале мне хочется, чтобы Сарья стала территорией стопроцентной трезвости. Но в реальности лечить эту социальную болячку — пьянство — становится труднее. И не потому, что невыгодно ее искоренять. Беда большая — конкретный человек, как ни крути, хочет оказаться в объятиях «змия». И против этого желания бессильны любые меры, поверьте!

Я знал одного молодого человека, который вырос в пьяной семье. Когда ему было 14, обещал мне: никогда не стану таким, как папа-алкоголик. И что? Буквально лет через десять повторяет тот же путь…

Сказываются «ущербные» гены?

Нет, на мой взгляд, тут дело в другом. Срабатывает принцип: «А я так хочу!» Вокруг столько соблазнов... Но человек забывает — есть плата и есть расплата. За все! От каких «удовольствий» нужно отказаться, уйдя в монастырь, например? От пьянства, курения, проституции, измен, разводов, абортов? Это — удовольствия?! И зачем, скажите, добиваться карьерных высот, больших денег? Если при этом теряешь здоровье — физическое, нравственное?

Отец Василий, а как нам не потерять деревню? Заканчивается сейчас одна Госпрограмма возрождения и развития белорусского села, на подходе — другая… Без чего тут никак не обойтись?

Вот что обязательно должно быть! (Показывает на бывшую усыпальницу рода Лопатинских, а ныне — церковь Успения Пресвятой Богородицы. — Авт.) На каждый агрогородок непременно должен приходиться хотя бы один храм. Чем отличается село от деревни? Правильно, издавна села не было, если не стоял в нем храм. Формулировка «возрождение белорусского села» мне нравится, потому как содержит духовную составляющую. Осталось сделать так, чтобы каждая деревня, любой сельчанин обрел своего пастыря…

«Белорусская нива»

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым